Председатель КНР Си Цзиньпин 20 и 21 июня проведет в КНДР. В ходе первого за последние 14 лет визита китайского руководителя в Северную Корею стороны не только попробуют расширить экономическое сотрудничество, но и постараются решить собственные геополитические задачи. Для Си Цзиньпина «северокорейская карта» должна стать определенным рычагом влияния на США во время крайне непростых торговых переговоров на саммите «двадцатки» в конце июня. Северокорейский лидер Ким Чен Ын рассчитывает, что поддержка Пекина позволит ему показать американцам: санкционное давление на Пхеньяне особо не сказывается. Насколько расчеты двух коммунистических союзников сработают на деле — большой вопрос, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
Слава Богу, он пришел
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын бывал в Китае уже четыре раза, причем его первая поездка в соседнюю страну в марте 2018 года стала и его первым выездом за рубеж с момента прихода к власти в конце 2011 года. C тех пор председателя Си Цзиньпина ждали с ответным визитом, но он всё как-то не спешил в КНДР. Впрочем, считалось, что в 2019 году — в 70-летнюю годовщину дипотношений двух республик — товарищ Си точно почтит Пхеньян своим присутствием. И вот китайский лидер наконец добрался до соседей с двухдневным визитом.
Как написала китайская официальная газета «Жэньминь жибао», главным в повестке встречи двух руководителей станут вопросы активизации экономических связей. Внешняя торговля Северной Кореи и так почти целиком — на 90% — опирается на Китай, но международные санкции в отношении КНДР сделали двусторонние торговые отношения с традиционным партнером еще более важными для северокорейской стороны.
Немаловажным для КНДР, страдающей от рекордной засухи и неурожая, безусловно, станет и гуманитарная помощь, которую, как считают, привезет с собой китайский председатель. По некоторым данным, Пекин приурочит к поездке Си в Северную Корею предоставление соседям 100 тыс. т зерна. Кстати, когда сам Ким бывал в Китае, он также уезжал не с пустыми руками: как утверждает южнокорейская пресса, прошлым летом после нескольких встреч с китайским лидером Ким Чен Ын получил от Пекина 1,1 тыс. т риса на сумму в $1 млн в качестве гумпомощи.
С приветом дядюшке Сэму
Не менее важной частью визита является и его политическая составляющая, причем адресована она будет главным образом США. Совпадение это или нет, но приехать в Пхеньян председатель Си решил буквально за считаные дни до встречи с Дональдом Трампом на полях саммита G20 в Осаке.
— Китай переживает ряд сложностей: демонстрации в Гонконге, ситуация в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе и торговая война с США — наиболее острая для правительства Си проблема. Похоже, он намерен использовать «северокорейскую карту», чтобы получить рычаги влияния в процессе будущих торговых переговоров с США, — сказал «Известиям» глава Центра Кореи стокгольмского Института политики безопасности Ли Сан Су. — Си Цзиньпин попытается убедить Ким Чен Ына демонтировать ядерную программу, что позволит подтолкнуть Дональда Трампа к компромиссу в торговой сделке, а также ослабить хватку по вопросам Тайваня и Гонконга.
Как полагает эксперт Университета Кукмин в Сеуле Андрей Ланьков, на встрече с Ким Чен Ыном китайская сторона попытается продавить хорошо известную сделку: замораживание или существенное сокращение северокорейского ядерного потенциала в обмен на отмену санкций, одобренных в пяти резолюциях СБ ООН после марта 2016 года и нацеленных на подрыв экономики КНДР.
— Этот компромисс и будет продвигать в Пхеньяне Си Цзиньпин. Но хоть он и безальтернативен и китайцам необходим, полной уверенности в том, что удастся его сейчас при помощи Си Цзиньпина положить на стол, всё же нет, — признал при этом эксперт в беседе с «Известиями».
С оглядкой на Вашингтон действует и Ким Чен Ын. Одна из задач визита Си Цзиньпина с точки зрения северокорейской дипломатии — показать американцам, что у КНДР есть страховка в лице Китая. Это особенно актуально на фоне провального февральского саммита с главой Белого дома.
— Если в 2016–2017 годах Китай был сердит на Северную Корею и поддерживал давление США на КНДР, то сейчас на фоне обострения в отношениях Китая с США Пекин принял решение о поддержке Пхеньяна, символом чего и можно счесть нынешний визит, — сказал «Известиям» заведующий Центром российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая.
При этом речь идет не только о поддержке на словах. Как напоминает Андрей Ланьков, санкции против КНДР не запрещают поставку в страну на любых условиях — будь то по льготным ценам или безвозмездно — продовольствия, минеральных удобрений и лекарств. И если КНР примет политическое решение о выделении соседу такой помощи (а фактически она уже и так частично предоставляется), это застрахует Северную Корею от серьезных продовольственных проблем.
— С одной стороны, сейчас КНДР посылает сигнал, что она не прижата, с другой — они всё же хотели бы договориться с Трампом, — резюмировал эксперт.
Некуда спешить
Один из главных вопросов сейчас — как поведут себя США. Накануне нынешнего визита Си Цзиньпина в КНДР в ряде СМИ замелькали надежды, что эта поездка подготовит почву для третьего саммита Ким Чен Ына с Дональдом Трампом. Тем более на прошлой неделе американский президент, получивший от своего визави Кима «прекрасное» и «очень теплое» письмо, пообещал: «Случится что-то, что будет очень позитивным».
Как считает Георгий Толорая, поддержка КНДР со стороны КНР ослабляет переговорные позиции Дональда Трампа — предъявлять Пхеньяну ультиматумы он уже не сможет. Но и совсем махнуть рукой на проблему Корейского полуострова он также не может — такой шаг заставит мир убедиться в неспособности американской администрации доводить начатое до конца.
Это, впрочем, не означает, что США начнут торопиться с новой встречей.
— Вряд ли итогом встречи Си с Кимом станет саммит Ким–Трамп. Последний уверен, что время на его стороне, а не на стороне Кима и что рано или поздно Пхеньян капитулирует под тяжестью санкций, — сказал «Известиям» эксперт сеульского Асанского института политических наук Ко Мен Хен.
Неоправданными рискуют остаться и расчеты Пекина на козырь в торговой войне. Послабление санкционного давления на КНДР со стороны Китая, по мысли Ко Мен Хена, станет для США новым поводом для эскалации уже на американо-китайском треке.