• Материалы
    • Новости
    • Статьи
    • Мнения
    • Фото
    • Видео
  • Рубрики
    • Политика
    • Общество
    • Экономика
    • Мир
    • Армия
    • Наука и техника
    • Интернет и технологии
    • Культура
    • Спорт
    • Страна
    • Новости компаний
    • Происшествия
    • Авто
    • Туризм
  • О компании
  • Редакция
Культура

Прорыв патины: как работают реставраторы Центра Грабаря

101 год одному из самых авторитетных реставрационных центров мира
10 Июня 2019, 00:01
Екатерина Кожухова, Игнат Шестаков
КультураРеставрацияИскусствоКартины
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Некруглая дата — сегодня исполняется 101 год Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру (ВХНРЦ) им. академика И.Э. Грабаря. Чем живет один из самых авторитетных реставрационных центров мира, смотрите в сюжете «Известий». На фото: портрет Н.В. Гоголя (1950-1960-е годы)
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Через 16 лет после создания (в 1934 году) Центр Грабаря был ликвидирован. Некоторые ведущие сотрудники были репрессированы за «пропаганду религии» под видом сохранения культуры. Мастерская реставрации темперной живописи — старейшая в структуре. Здесь и сейчас восстанавливают как древние (вплоть до XII века), так и совсем молодые по меркам иконографии экспонаты. Например, икона, над которой работает реставратор второй категории Мария Капустина, датируется концом XIX — началом XX века
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Через 10 лет после ликвидации, 1 сентября 1944 года, когда стало ясно, какой ущерб война нанесла памятникам культуры и истории, был создан новый центр. Его вновь возглавил Игорь Эммануилович Грабарь, который фактически воссоздал первый, найдя уцелевших реставраторов. А в 1945 году появилась одна из самых загруженных сейчас мастерская реставрации масляной живописи. Здесь работают с картинами XV–XX веков, от больших полотен до миниатюр
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В мастерской работают два научных сотрудника и 20 художников-реставраторов, в том числе два высшей квалификационной категории. После Великой Отечественной, когда в стране не осталось мест, где бы готовили профессиональных реставраторов, Центр Грабаря сам открыл курсы. Сейчас он сотрудничает с художественными вузами, принимая студентов на практику, и устраивает стажировки для музейных работников. На фото: «Портрет пожилой женщины в черном чепце» первой половины XIX века
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Памятники древнерусского искусства после войны спасали сотрудники еще одного старейшего отдела ВХНРЦ, отдела экспертизы. Отправляясь в экспедиции в Новгород, Псков и другие города в 1940-1950-е годы, они занимались не только иконами, но и фресками
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Каждое произведение, поступающее на реставрацию, фотографируется. Снимки отправляются в фотоархив центра
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Ежегодно в отделе масляной живописи реставрируется более 100 произведений. Среди них экспонаты ведущих отечественных музеев. Не только художественных, но и краеведческих, литературных, исторических и мемориальных. Ездят сотрудники и по музеям, при необходимости «консервируя» картины и консультируя музейщиков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Картина Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» (1886 год) серьезно пострадала во время первой чеченской войны. Музей изобразительных искусств был рядом с президентским дворцом в Грозном, боевики превратили его в пункт сопротивления, а позже заминировали. Из-за размеров картину не успело эвакуировать МЧС — она не помещалась в вертолет. Потом ее вынесли и положили в ангаре, который сгорел, полотно чудом не пострадало. Потом похитили и нашли только в 2002 году, когда ее, сложенную до размера книги, пытались перевезти через границу. Тогда она и попала в ВХНРЦ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Занимаются в Центре Грабаря и старинной, или, как ее называют здесь, художественной и мемориальной мебелью, а также деревянной скульптурой и произведениями декоративно-прикладного и народного искусства из дерева. Отдел этот существует больше полувека
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
За все время существования отдела здесь восстановили порядка 7 тыс. экспонатов. На фото: реставратор Александр Моисеенко работает над восстановлением стула с резным декором из Серпуховского историко-художественного музея
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Один из сложных проектов, над которыми сейчас работают в мастерской реставрации темперной живописи, — деревянная полихромная скульптура «Богоматерь» из композиции «Распятие». Она датирована XVIII веком. Произведение поступило на реставрацию в аварийном состоянии от Переславля-Залесского музея-заповедника
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Старинные чугунные утюги реставраторы используют уже несколько веков. Теплым утюгом проглаживают обмазанную рыбьим клеем и проложенную папиросной бумагой картину. Под действием тепла клей проникает внутрь картины, растекается по трещинкам. Так укрепляется и выравнивается красочный слой и грунт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Но перед использованием прапрапрапрадедовских методов все-таки обращаются к современным технологиям. Произведения, поступающие на реставрацию в мастерскую масляной живописи, изучают под микроскопом Zeiss и делают их микрофотосъемку
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В 2010 году в здании центра вспыхнул пожар, при котором погибли двое пожарных. Тогда пострадали несколько картин, а два экспоната, которыми занималась реставрационная мастерская тканей, были уничтожены: туркменский ковер, только что отреставрированный в центре после пожара в усадьбе Мураново, и знамя петровской эпохи из Переславля-Залесского. На фото: реставраторы Екатерина и Юлия занимаются восстановлением ротонды из черного бархата конца XIX века
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Главное направление работы отдела экспертизы — исследование произведений изобразительного искусства, определение их подлинности и принадлежности к художественным школам. Но, по словам заведующего фототекой ВХНРЦ Павла Семечкина, часто на экспертизу попадают даже не подделки. Чаще всего оказывается, что владельцы напутали и автора, и время, когда была написана картина. На фото: заведующая отделом научной экспертизы Анна Рудольфовна Киселева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Сам Павел Андреевич Семечкин заведует фототекой архива ВХНРЦ с 1991 года. Сокровищница Центра Грабаря содержит более 200 тыс. снимков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Традиция фотографировать картины при реставрации очень облегчает работу специалистов. Пострадавшая в чеченской войне картина Рубо первый раз реставрировалась в 1961 году. И сделанные тогда фотографии служат главным источником во время нынешнего этапа работы

Подпишитесь и получайте новости первыми
RSS
  • О компании
  • Редакция

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «Мультимедийный информационный центр «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Подробнее

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 - 72003 от 26 декабря 2017 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2025