«Эта бессмысленная война у меня поперек горла»

После вступления в должность нового главы Украины военная ситуация в Донбассе только обострилась
Сергей Прудников
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Основной надеждой жителей Донбасса после избрания президентом Украины Владимира Зеленского было долгожданное прекращение огня. Особенно учитывая то, что новый глава Незалежной несколько раз объявил, что «необходимо скорейшее урегулирование конфликта». Специальный корреспондент «Известий» побывал в прифронтовой зоне ДНР и узнал, что изменилось в этих районах за последние две недели.

Раненые дети

Ежедневные сводки с линии соприкосновения упрямо говорят об одном — обстрелы жилых кварталов, объектов инфраструктуры, а также ранения гражданского населения не прекращаются.

Северная окраина Донецка
Фото: Сергей Прудников

— Могу констатировать, что после инаугурации Зеленского, и особенно после посещения им 27 мая зоны карательной операции, число обстрелов со стороны ВФУ (вооруженных формирования Украины. — «Известия») не просто не уменьшилось, а увеличилось, — рассказал «Известиям» замначальника народной милиции ДНР Эдуард Басурин. — Одна из возможных причин такой эскалации — стремление Киева обвинить во всем нас. И, как следствие, требовать изменения Минского формата с включением туда новых участников, в том числе США.

Как сообщил корреспонденту «Известий» начальник пресс-службы народной милиции ДНР Даниил Безсонов, ежедневно в республике фиксируется несколько десятков нарушений со стороны Украины. Так, постоянным обстрелам подвергаются населенные пункты Спартак, Ясиноватая, Александровка, Докучаевск, Горловка, северо-западные районы Донецка. Среди вооружений, которые активно используют ВФУ — противотанковые управляемые ракеты, гранатометы, БМП, стрелковое вооружение, крупнокалиберные пулеметы, зенитные установки, а также минометы, включая тяжелые 120-миллиметровые орудия.

Жительница прифронтового поселка Александровка, переживающая вторую войну
Фото: Сергей Прудников

— Из последних сводок — вечером 5 июня во время обстрела поселка шахты Гагарина на Горловском направлении осколочное ранение плеча получил местный 33-летний житель, он находится в тяжелом состоянии, за его жизнь борются врачи, — сказал Безсонов. — Днем ранее был обстрелян управляемой ракетой автобус рабочей смены Донецкой фильтровальной станции. Трагедии удалось избежать только благодаря умелым действиям водителя. 1 июня после минометного обстрела ранение получил мужчина под Горловкой, его жена — контузию. В Коминтерново в этот же день осколочные ранения спины получила женщина. А накануне Дня защиты детей в поселке Веселое ранило восьмилетнюю девочку. 27 мая после сбрасывания с беспилотника взрывчатки на один из домов в Горловке был ранен еще один ребенок — девочка девяти лет.

В Луганской народной республике о режиме тишины тоже речи нет.

Прифронтовой поселок Александовка и его жители
Фото: Сергей Прудников

— На нашем направлении ситуация не изменилась, а стала только хуже, — рассказал «Известиям» командир батальона «Призрак» Алексей Марков, подразделение которого удерживает позиции в Славяносербском районе ЛНР на одном из самых опасных участков фронта. — Однако, это обострение связано в первую очередь с ротацией украинской армии, которая происходит с периодичностью в 6–8 месяцев. На место ушедшей 10-й горно-штурмовой бригады ВСУ, которой мы противостояли, зашла 14-я отдельная бригада. А это всегда свежие силы, желание начальников показать себя, вот они и стараются. Обстрелы начинаются каждый день с наступлением сумерек. При этом, страдают в первую очередь мирные жители. Вот два случая только за последние дни: в поселке Донецком ранен в спину молодой мужчина. В селе Голубовском с осколочным ранением госпитализирована женщина.

Спасло чудо

Во вторник, 4 июня, СМИ облетела новость об обстреле соборной мечети Ахать-Джами в Донецке. Произошло это во время Ураза-Байрама — одного из главных мусульманских праздников.

— Мы все готовились к этому светлому событию, — поделился с «Известиями» председатель городской мусульманской общины Рашид Брагин. — Я в мечети был уже в шесть утра, мы с прихожанами занимались подготовкой к мероприятиям, благоустраивали территорию, украшали ее цветными надувными шарами. Кстати, возможно, эти шары и раздразнили украинских боевиков — им не понравилось, что у нас праздник и хорошее настроение. Мы ждали аниматоров. На специальной площадке должен был пройти конкурс детских рисунков. Готовился плов… Минометный обстрел начался примерно в 7:40 утра. В храмовом дворе в это время находилось 70 человек, среди них около 20 ребятишек.

От кровавой трагедии, по словам Брагина, спасло только чудо — первая мина разорвалась в каких-то 30–40 м от скопления людей — за решеткой ограды.

Мечать Ахать-Джами на окраине Донецка подверглась прицельному обстрелу
Фото: Сергей Прудников

— Взрыв был очень громкий, — продолжает Рашид. — Мы немедленно укрыли женщин и детей в стенах храма — в том углу, где нет окон и дверей. Спустя короткое время прилетел второй снаряд — он ударил уже в минарет. Еще две мины разорвались в сквере. Молитва должна была начаться в 8:30, мы все отошли на безопасное расстояние и провели службу под открытым небом. Настроение было испорчено. Но праздник, несмотря ни на что, состоялся.

Стоит отметить, что Ахать-Джами — единственная действующая мечеть на территории ДНР (есть еще несколько молельных домов). На Ураза-Байрам в этот день сюда ехали магометане со всей республики — из Донецка, Макеевки, Горловки, Старобешевского района. Во время обстрела на подходе к храму были автобусы, в которых находились 500 верующих. Примечательно, что в последний раз под обстрел мечеть попадала в 2014 году — тогда был пробит купол, повреждены стены, двор, постройки. То, что спустя пять лет в день праздника произошел прицельный обстрел мечети, — не случайность, уверены донецкие мусульмане.

Ложишься и ждешь

Среди населенных пунктов, где огонь не прекращается, — поселок Спартак, что вблизи Донецкого аэропорта.

— У нас обстрелы начинаются стабильно в пять утра, — рассказала корреспонденту «Известий» народный староста поселка Валентина. — Мы надеялись, конечно, что с приходом новой власти в Киеве что-то сдвинется с мертвой точки. Но нет. В прошлую субботу, например, к соседке в огород снаряд прилетел. А еще чуть раньше веранду в одном из домов на улице Новосельской разворотило — среди бела дня! Три дня назад Красный Крест нам корм для цыплят привез. Только они подъехали — начали бахать мины…

Обстрелы поселка Спартак начинаются в 5 утра
Фото: Сергей Прудников

Светлана — работник образовательной сферы. В понедельник, 3 июня, возвращаясь домой в Донецк на машине из Киева, на контрольно-пропускном пункте Еленовка она вместе с 14-летним сыном попала под пулеметный огонь.

— По делам приходится периодически ездить на Украину, — делится с «Известиями» Светлана. — И вроде бы мы уже привыкли к этим очередям, блокпостам, и даже разрывам где-то в стороне. Сейчас, когда на КПП уже почти подошла моя очередь, мы услышали выстрелы. Стреляли со стороны Украины по пограничной будке ДНР. Ребята-военные закричали — «Пулеметный обстрел, ложитесь!» И тут я поняла, что пули свистят прямо над нашими головами. А потом увидела несколько пробоин в будке. Обстрел продолжался минуту-две. После этого вдали грохнули две мины. Очень страшно… Особенно за детей. Уже на подъезде к Донецку я остановилась и разрыдалась. А водители на границе, которые возят людей туда и обратно, говорили нам: «Да не беспокойтесь вы так, это почти каждый день. Просто ложишься и пережидаешь…»

Жительница прифронтового села Александровка Елена — работник бюджетной сферы. Живет в хате, у калитки которой выкопан окоп. Из проема окна виден — рукой подать — пригорок, на котором стоят ВФУ.

Западная окраина Донецка, территория пострадавшего от обстрелов православного храма
Фото: Сергей Прудников

— Мне трудно обо всем этом говорить, ругаться начинаю, — объясняет Елена. — Очень болезненная тема. Потому что вся эта бессмысленная война у меня поперек горла! И те надоели, и эти. Наши — потому что не считаются с мирными жителями, не церемонятся. Говорят: «Ваш дом на передовой. А значит, вас тут быть не должно!» Но никто мне отдельное жилье не выделял, и идти мне не куда. А еще к моей калитке машина с дровами или углем не может подъехать — потому что все перерыто. А украинские вояки достали своей беспорядочной стрельбой! Крыша в доме, как решето — течет. Стекол нет. Двери побиты. Спать хожу к соседке, через три дома — у нее крепкий подвал. Сегодня ночью опять стреляли…