25 апреля в мультимедийном пресс-центре МИЦ «Известия» прошла пресс-конференция на тему «Развитие паллиативной помощи в России».
Участниками мероприятия стали первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Каграманян, главный внештатный детский специалист Минздрава России по паллиативной помощи Елена Полевиченко, директор московского многопрофильного центра паллиативной помощи, член центрального штаба ОНФ и учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер и главный внештатный специалист по паллиативной помощи Минздрава России Диана Невзорова.
15 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении изменений в программу госгарантий, которые подтвердили право граждан на бесплатное получение паллиативной помощи в стационаре и на дому. Кроме того, документ утвердил необходимость взаимодействия медицинских и социальных организаций при оказании паллиативной помощи. Теперь критериями доступности и качества паллиативной медицинской помощи стали:
количество пациентов, получивших паллиативную помощь, из числа нуждающихся;количество пациентов, получивших обезболивание, из числа нуждавшихся;число пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь по месту жительства, в том числе на дому;и (самое важное) количество пациентов, получивших помощь по месту фактического пребывания.Ранее был принят закон о паллиативной медицинской помощи, который предусматривает расширение понятия «паллиативная медицинская помощь» и уточнение порядка ее оказания гражданам, в том числе в амбулаторных условиях и на дому, а также порядка социального обслуживания неизлечимо больных граждан и порядка межведомственного взаимодействия при оказании им медицинских и социальных услуг.
«Я хотел бы подчеркнуть, что все эти годы общественность, которая не давала органам власти, медицинскому профессиональному сообществу, что называется, спокойно относиться к этой проблематике, транслировала то, в каком направлении необходимо двигаться. Само по себе понятие паллиативной медицинской помощи оно расширено, включены такие необходимые компоненты, как обеспечение социального ухода, как психологическая и духовная поддержка и пациенту, и его родственникам и, подчеркну, конкретизированы права пациентов на обезболивание и условия, форма оказания паллиативной помощи, расширены и расширены активно, внедряется паллиативная помощь на дому», — отметил Игорь Каграманян.
«Важно объяснить, кому нужна паллиативная помощь и в чем она заключается, начать с азов. Потому что человек понимает, что ему нужна какая-то помощь только тогда, когда он уже оказался в состоянии беспомощности. И странные слова, как «паллиативная помощь» и «хоспис» — это помощь в конце жизни, помощь людям неизлечимо больным, помощь людям, которых мы боимся называть вслух, но тем не менее внутри, в голове понимаем, что это помощь умирающим, нашим близким пожилым и, к сожалению, не всегда пожилым родственникам или друзьям», — подчеркнула Анна Федермессер.
«В стране паллиативная помощь – это новая форма медико-социальной работы. Детская паллиативная помощь в России — технология очень молодая. Меня очень занимает развитие этой технологии, вопросы образования, вопросы повышения профессионализма и вопросы хорошего партнерского стиля во взаимодействии медиков с семьями, где воспитываются тяжелобольные дети. Сейчас одним из приоритетов в стране является сохранение населения, так вот можно сохранить население и приумножить его, вплотную работая с семьями, где воспитываются тяжелобольные дети», — сказала Елена Поливиченко.
«Мы много говорим о доступности, много говорим о качестве паллиативной помощи и еще говорим о неких стандартах, вот хотелось бы, чтобы все было стандартно, и у меня складывается какое-то ощущение, что стандарт, он не может быть един в этом виде помощи и стандарт должен быть в обезболивании, медицинских вмешательствах, дозировке, сроке, контроле качества, в критериях оказания качества, но дело в том, что паллиативная помощь – это не только медицина», — обратила внимание журналистов Диана Невзорова.