В России создадут базу злостных нарушителей ПДД — то есть тех, кто имеет десятки штрафов в год или был лишен водительских прав. В ГИБДД предлагают запретить им работать в сфере пассажирских перевозок. С помощью цифровой базы транспортные компании смогут проверить своих будущих сотрудников. Кроме того, ГИБДД надеется получить прямой доступ к информации о пациентах, состоящих на учете в психоневрологических и наркологических диспансерах. Об этих и других мерах по снижению аварийности на дорогах «Известиям» рассказал начальник управления надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Роман Мишуров.
— Президент в майском указе поставил задачу сократить число погибших на российских дорогах в 3,5 раза до конца 2024 года. Какие меры планирует принять ГИБДД, чтобы выполнить ее?
— В настоящее время прорабатываются вопросы о введении запрета на трудовую деятельность в сфере пассажирских перевозок для злостных нарушителей ПДД, а также для лиц, которые лишались права управления транспортным средством. Такие люди не могут отвечать за безопасность других участников дорожного движения и не должны нести в себе угрозу для законопослушных граждан. Наше ведомство собирается создать единую цифровую платформу, которая позволит (в том числе) компаниям проверять соискателей на злостные нарушения и лишение прав. В базу данных будут внесены сведения обо всех нарушителях — как россиянах, так и иностранцах.
— Планируете ли вводить еще какие-то ограничения, в том числе для приезжих?
— Мы подготовили законопроект, который обяжет иностранцев с видом на жительство, а также россиян, имеющих водительские права другого государства, пересдавать экзамены для получения национальных документов РФ. В настоящее время документ внесен в правительство. Он запретит этим лицам управлять транспортным средством без наличия российских прав по истечении 180 дней нахождения в нашей стране. В Белоруссии, например, граждане России обязаны пересдать экзамен после 90 дней пребывания в этой стране.
Мы также хотим исключить возможность получения водительских прав людьми, которые состоят на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере. Сейчас частные организации, имеющие лицензию, нередко выдают им справки, позволяющие претендовать на водительское удостоверение. Как только мы сможем получать информацию о больных от Минздрава напрямую, эти лица будут исключены из дорожной системы навсегда.
— Многие эксперты говорят, что указание в водительских правах данных о группе крови и резус-факторе может облегчить работу врачей, если в случае аварии потребуется медицинская помощь. Планируется ли ввести такую графу в удостоверениях?
— Этот вопрос в данный момент не рассматривается. Сейчас группу крови и резус-фактор можно по желанию указать в общегражданском паспорте. Мы планируем запустить цифровые водительские права в 2020 году. Возможно, гражданам — при их желании — в такого рода документах позволят указывать информацию о своей группе крови.
— Что еще может повлиять на снижение аварийности на дорогах?
— В России еще с советских времен имеется богатый опыт работы системы детских и юношеских автошкол, в которых школьники получают не только знание правил дорожного движения, но и навыки безопасного управления транспортными средствами.
Эту работу, конечно же, надо развивать, давать возможность детям проходить обучение в рамках дополнительных занятий или, в идеале, внедрить дисциплины безопасности дорожного движения на постоянной основе — в том числе с возможностью дальнейшего получения права на управление транспортными средствами. Будем работать в этом направлении совместно с профессиональным сообществом — автошколами.
Справка «Известий»ГИБДД в последнее время предлагает множество инициатив, направленных на ужесточение контроля в сфере безопасности дорожного движения.
В 2020 году может быть изменен порядок приема экзаменов в автошколах — количество вопросов в теоретической части увеличится, а каждому из них будет присвоено определенное число баллов. Кроме того, обсуждается идея запретить россиянам сдавать экзамены в любом подразделении на свой выбор — чтобы минимизировать коррупционную составляющую.
В начале этого года Минтранс поддержал идею МВД об ужесточении наказания за нарушения скоростного режима. Предлагается ввести штраф 500 рублей для тех, кто превысил лимит на 10–20 км/ч. Сейчас денежное наказание за это нарушение не предусмотрено.
В апреле глава Госавтоинспекции Михаил Черников предложил снизить на 20 км/ч допустимую скорость для водителей, которые перевозят детей. Например, при лимите в 60 км/ч автомобилист должен двигаться не более 40 км/ч, если в машине находится ребенок.