Брат или сестра близнец — звучит как план идеального преступления. В Бельгии суд оправдал двух братьев, потому что не смог понять, кто из двоих набедокурил. Общая ДНК несколько лет назад спасла близнецов в Малайзии от смертной казни по делу о контрабанде наркотиков. Как идентичные близнецы создают юридические прецеденты (и не всегда в пользу друг друга), чем может обернуться обмен документами и когда их научатся различать криминалисты, читайте в материале «Известий».
28-летние Ибрагим и Мурат гуляли в Левене, университетском городе неподалеку от Брюсселя, когда один из них упал с велосипеда. Прохожие сочли это забавным. Брат неудачливого велосипедиста счел смех оскорбительным и ударил подвернувшегося мужчину. Близнец пытался схватить его за шкирку и остановить, но не вышло.
Приговор им вынесли спустя четыре года. И он оказался оправдательным — у суда не нашлось достаточно доказательств, чтобы признать виновным одного из братьев. На камерах их невозможно различить, а допрос ясности не внес.
Автор цитаты
«Очевидно, что один из них активно пытался сдержать другого. Поэтому его нельзя судить ни как преступника, ни как соучастника», — заявил судья.
Двое из ларца
Суды, и не только европейские, неоднократно действовали по этому принципу — лучше оправдать злоумышленника, чем наказать невиновного. В британском регби-клубе мужчина по фамилии Черчиль смотрел с маленьким сыном матч между Уэльсом и ЮАР. Там его приметили два близнеца Хиггинса: они узнали в нем человека, который четыре года назад судил турнир по бильярду с их участием. Видимо, не в их пользу, потому братья недвусмысленно предложили мужчине выйти. Тот отказался, но близнецы настигли его в туалете.
Показания о том, кто кого начал бить и почему, разнились, а Хиггинсы ко всему прочему утверждали, что наутро после драки машины обоих были разбиты. Присяжным суда в Кардиффе понадобилось меньше часа, что вынести вердикт — оба невиновны, потому что всё равно не разобрать.
Автор цитаты
По примерным оценкам, в мире порядка 70–80 млн пар близнецов. И замешаны они лишь в 1% уголовных преступлений, писала The New York Times.
Этот случай произошел в 2009 году, как и суд по делу о крупном ограблении в Германии. Речь шла об ущербе на более чем €5 млн, но определить виновного не было возможности. 27-летних близнецов арабского происхождения подозревали зрелищном ограблении одного из крупнейших торговых центров не только Берлина, но и всей Европы, KaDeWe. Туда они, предположительно, пробрались с крыши при помощи альпинистского снаряжения. Через пару недель братьев задержали — их нашли по идентифицированным следам ДНК на перчатке, которую они обронили.
Но методов анализа ДНК, которые применяются полицией, оказалось недостаточно, чтобы определить, кому именно из них она принадлежала. Других доказательств не было, поэтому их отпустили. Немецкая пресса писала, что, по свидетельствам знакомых, своей схожестью они пользовались всю жизнь: то обменяются правами, то поменяются местами в удобный момент. Иронично то, что приказ о высылке из Германии при этом пришел только одному из братьев.
Недолго радовались
В Бразилии суд пошел по обратному пути, правда, дело касалось не преступления. Речь шла об алиментах — женщина забеременела от одного из близнецов и требовала алименты. Она обратилась в суд, потому что самостоятельно разобраться в том, кто именно с ней ходил на свидания, не могла (а как выяснилось, близнецы чередовались). Не смог и суд — ДНК-текст ничего не дал. А братья молчали. В свидетельство о рождении вписали обоих, а значит и алименты платить должны двое.
Все эти случаи об одном — правоохранительным органам не хватает технологий, чтобы различить близнецов. Хотя вообще их ДНК могут различаться, говорят генетики, — в течение жизни происходят изменения. Но сейчас в криминалистике используется метод, при котором сравнивается на весь геном, а 13 отдельных его участков. Их совпадение у людей без родственных связей возможно в одном из триллиона случаев. С однояйцевыми близнецами это не работает.
Но генетики нашли выход. Пять лет назад ученые из компании Eurofins Scientific (Брюссель) решили провести эксперимент, исходя из того, что в геноме 80% однояйцевых близнецов все-таки имеются различия. Выявить их помог анализ полного генома. Эксперимент оказался успешным, и к компании стали обращаться за помощью по уголовным делам.
Началось всё с окружного прокурора из Бостона, который вел дело об изнасиловании — подозреваемыми были близнецы. Судья отказался использовать результаты теста, потому что исследования компании не были подтверждены публикацией в научном журнале. В этом году такая публикация вышла.
Умножение проблем
С возрастом близнецы теряют полную идентичность, из-за которой в детстве даже родственникам бывает тяжело их различить. Так аферу раскрывали российские правоохранители. В Удмуртии два года назад брат пришел на заседание суда по делу об угрозе убийством вместо близнеца. Пристав, который видел обоих, заподозрил неладное, и в итоге обман был раскрыт. Подставной подозреваемый получил 10 месяцев лишения свободы условно.
При обмене документами близнецов могут поймать при проверке отпечатков пальцев. До проверки отпечатков еще должно дойти дело — при пересечении границы часто ограничиваются проверкой паспорта. Но в новосибирском аэропорту Толмачево и без этого распознали подвох. Жена жителя Новосибирска очень хотела поехать в Таиланд по «горящей путевке». Но у мужа не было загранпаспорта, потому тот решил позаимствовать документ у брата-близнеца.
В итоге на него завели уголовное дело за покушение на незаконное пересечение госграницы, но наказание было мягким — 40 тыс. рублей штрафа. И хотя в законодательстве никаких отдельных норм на этот счет нет (есть норма о призыве, которая не рекомендует направлять близнецов в разные воинские части, но это совсем о другом), смекалка, как показывает российская практика, может помочь вычислить нарушителей.
Да и обмен документами может принести только проблемы. У одного из близнецов отобрали водительские права после аварии. Второй продолжал ездить по своим, но при проверке документов сотрудники ДПС грозились наказанием — как оказалось, база их идентифицировала как одного человека, потому что фамилия, инициалы, дата рождения и дата получения прав одинаковые. В конечном счете проблему удалось решить, но только после разбирательств в отделении и обращения в ведомство.