ГИБДД получила право проводить осмотр учебно-материального состояния автошкол. Администрация образовательных заведений для будущих водителей теперь обязана согласовывать с гаишниками программы по обучению. При выявлении проблем в автошколах Госавтоинспекция сможет приостановить их работу на срок до полугода, что равносильно закрытию автошколы, считают эксперты. По их данным, в России около 40% всех автомобильных удостоверений покупаются из-за коррупции. Улучшится ли обучение водителей-новичков благодаря нововведению, выясняли «Известия».
Инспектор с лупой
Изменения в контроле над работой автошкол введены с 7 апреля приказами МВД № 49 и № 50. Теперь автошколы и ГИБДД будут «согласовывать основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств», кроме того, гаишники проследят за состоянием учебно-материальной базы автошколы. Сюда входит наличие обустроенных помещений, парка учебных машин, специально оборудованных дублирующими органами управления, площадок для занятий, а также пособий и квалифицированных учителей. Хоть после апробации выдается заключение, фактически у ГИБДД появилась функция, подобная лицензированию.
Проверяющие инспекторы при обнаружении каких-либо недочетов в работе школы дают 15-дневный срок на исправление проблемы. Если проблемы останутся нерешенными, то регулятор вправе не выдать разрешительное заключение и приостановить деятельность автошколы на 6 месяцев. Изначально контроль над автошколами осуществляло Министерство образования. В 1998 году к этой работе присоединилось ГИБДД, но в 2010–2013 годах никакого контроля и лицензирования фактически не осуществлялось.
«Указанное положение дел негативно сказалось на уровне подготовленности кандидатов в водители и аварийности, в связи с чем в 2013 году в новом Положении о лицензировании образовательной деятельности правительством Российской Федерации на Госавтоинспекцию вновь была возложена обязанность по согласованию программ обучения в автошколах и выдачи соответствующих заключениях. Возобновление этой деятельности положительно сказалось на аварийности водителей со стажем вождения до двух лет», — рассказал на пресс-конференции «Новый порядок взаимодействия ГИБДД с автошколами» замначальника ГУОБДД МВД России Николай Шеюхин.
Правила проверки были прописаны в рекомендациях, но в 2017 году их отменили. Новые правила существенно отличаются: теперь разрешительное заключения можно отозвать, если у автошколы закончился договор на пользование учебной площадкой, а сам срок заключения стал пятилетним вместо безвременного. В ГИБДД рассчитывают, что такие меры помогут избавиться от недобросовестных автошкол, которые нарушают требования по обучению и плохо готовят водителей.
Взяткоемкость повысилась
В автошколах положительно оценивают государственный контроль над своей работой. Однако считают, что передача полномочий регулятора отнюдь не будет способствовать улучшению ситуации с подготовкой начинающих водителей.
«Действительно, сейчас появляется много так называемых серых автошкол, происходит демпинг. В то же время регулятором нашей деятельности стали представители МВД, что несвойственно для их деятельности. Более компетентные в этом вопросе Минтранс и Минобрнауки отстранились, хотя во всем мире именно эти институты власти регулируют работу автошкол. Представители ГИБДД и так проводят экзамены и выдают права, теперь еще и осматривают школу. На наш взгляд, это не является выходом из положения», — отметил в беседе с «Известиями» президент Гильдии автошкол России Сергей Лобарев.
По словам собеседника, особенно опасно для автошкол новое положение, которое позволяет на шесть месяцев приостанавливать их работу, что фактически становится приговором для этого бизнеса, который относится к малому или среднему.
Обучение устарело
Обучение в автошколах давно уже требует изменений и адаптации к нынешним реалиям, убежден Лобарев. По его словам, уже есть идеи запретить онлайн-курсы, хотя во всем мире это нормальная практика. В России отсутствует единый учебник для обучения вождению, педагог начитывает 140 часов по правилам дорожного движения, в то же время нормальная практика для европейских школ для подачи ПДД — 20 часов. В большом объеме изучается устройство автомобиля, хотя во многих современных автомобилях подкапотное пространство фактически недоступно и без специального инструмента ремонт не произвести.
«Это показывает, что попытка найти крайнего не отражает реального положения дел в вопросе подготовки будущего водителя», — считает Лобарев. «За рубежом наших кандидатов в водители называют парковщики, и мы согласны с этим. Мы только 18% времени занимаемся с водителями в реальных условиях, остальное время — теория у классной доски. Во всем мире даже экзамена такого нет — «площадка», зачем она нужна? В Германии, к примеру, образовательная организация минимум 4 часа должна дать кандидату проехаться по автобану на скорости 100–130 км/ч, — продолжил глава «Гильдии автошкол». — За рубежом критерии такие: безопасный водитель и прозрачный неподкупный экзамен, у нас по всем этим направлениям — двойка. Экзамен во многих регионах коррумпирован, он не отражает реальность дня».
По оценкам Лобарева, из-за коррупции в отдельных экзаменационных отделениях примерно 40% (около 300 тыс. человек) кандидатов в водители покупают права. При этом растет число водителей с определенными психофизиологическими отклонениями, которые при прозрачном неподкупном экзамене не смогли получить права.
Контроль над автошколами необходим, многие организации выпускают неготовых водителей, которые в итоге и прибегают к взятке.
«Здесь палка о двух концах. С одной стороны, кончено, автошколы в какой-то мере правы, что появился инструмент давления на них. С другой стороны, у нас многие автошколы работают по принципу «клиент всегда прав». Они не выбраковывают заведомо безнадежных кандидатов в водители, потому что это деньги. В некоторых регионах подготовка в автошколах, прямо скажем, неважная. Собственно, поэтому некоторые недоученные или плохо подготовленные водители проваливаются на экзаменах и в итоге идут покупать права. Но в целом действительно методику обучения уже давно пора менять. ГИБДД и автошколы должны жестко подходить к подготовке водителей, иначе в России так и не удастся побороть запредельно высокую смертность на дорогах», — сказал автомобильный эксперт Сергей Ифанов.