В понедельник, 1 апреля, в международный День дурака, японцам было совсем не до шуток. В этот день в Стране восходящего солнца произошло очень важное и серьезное событие, которое должно — по крайней мере, японцы в это хотели бы верить — заложить основу вперед на долгие годы, в течение которых предстоит царствовать новому императору. В Токио торжественно объявили долгожданное имя новой имперской эры — Рэйва, или «побуждение к миру и гармонии». Почему этот символизм так важен для самосознания, как страна готовилась к смене эпох и чем жителям Японии запомнилась уходящая эра — в материале «Известий».
Миролюбивый настрой
Пока весь мир проживает 2019 год, Япония пребывает на 31-м году эры Хэйсэй. Старт этой эре, по-японски означающей «установление мира», дало вступление на трон императора Акихито 8 января 1989 года. Но совсем скоро эпохе Хэйсэй придет логичное окончание — официально это произойдет 30 апреля с отречением нынешнего императора от престола.
А уже 1 мая, когда на Хризантемовый трон вместо своего отца взойдет Нарухито, в Японии официально вступит в свои права и эра Рэйва, означающая «побуждение к миру и гармонии». И это не просто символический жест: имя новой эры будет отчеканено на монетах, напечатано в календарях наряду с летоисчислением в григорианском стиле и даже вписано в японское программное обеспечение.
Система подбора собственного имени для каждого нового этапа правления появилась в Японии в середине VII века. Но далеко не всегда очередная эра (которых Япония на данный момент прожила уже 247) сменяла другую исключительно по причине кончины очередного императора (а их на счету истории японской императорской семьи 125 человек).
Порой сам император в середине своего срока — в попытке придать свежее дыхание своему правлению или символически перечеркнуть что-то плохое — менял название эры. Чаще всего это происходило после природных катаклизмов или кризисов, как было, например, в случае с эрой Ансэй («мирное правление», 1854–1860 годы): новое имя ввели в оборот после ряда стихийных бедствий и пожара в императорском дворце. Но спасительным оберегом это имя не стало: в первые годы новоявленной эры страну продолжили сотрясать разрушительные землетрясения, а затем на Японию обрушилась эпидемия холеры.
Очевидно, на фоне того, что имя, на которое возлагали так много надежд, далеко не всегда оправдывало благие ожидания, в последние десятилетия «коней на переправе» не меняли. И оставляли выбранное с приходом императора название эры на весь период его царствования. При этом подбором иероглифов для правления наследника японские мудрецы и эксперты занимались заранее, но в обстановке строжайшей секретности — из уважения к действующему монарху, а, возможно, и из суеверий, дабы не накликать его уход.
Хлопоты государственной важности
В случае с нынешним императором Акихито, бывшим весьма нестандартным по японским меркам монархом, всё оказалось по-другому. Как известно, он сам попросил нацию позволить передать трон сыну еще при собственной жизни. А отречение еще живого императора от престола — вещь для Японии из ряда вон выходящая. В насчитывающей тысячелетия истории императорского дома такое бывало редко, и в последний раз японский император отрекался от трона при жизни два столетия назад. Поэтому для ныне 85-летнего Акихито, скромно намекнувшего нации о своем желании освободиться от утомительных монарших обязанностей, не дожидаясь отхода к вечному покою, парламент Японии разработал и принял летом 2017 года специальный «одноразовый» закон. То есть четко обозначил, что преемникам Акихито такой трюк провернуть уже не позволят.
Ну а далее страна погрузилась в хлопоты, связанные с подготовкой к самой церемонии отречения и последующему вступлению на трон старшего сына императора, кронпринца Нарухито. Из-за столь важных событий старшая внучка императора Акихито, принцесса Мако, даже была вынуждена на целых два года перенести свою свадьбу, которую изначально планировали сыграть еще прошлой осенью. С не меньшей тщательностью и щепетильностью готовились в Японии и к традиционному в таких случаях подбору имени для новой императорской эры — процессу, не уступающему в сложности процедуре выбора нового папы римского.
Несмотря на то что Япония по праву считается одной из самых развитых с экономической точки зрения стран и совсем не чужда глобализации, восприятие мира японцами по-прежнему, как и тысячи лет до этого, идет через призму представлений о том, что они — потомки солнечных богов.
— Эта мифология никуда не ушла. Даже признание после Второй мировой войны императора Хирохито (отца нынешнего монарха) в том, что он не божество, а имеет человеческую сущность, не было воспринято в японском обществе всерьез. Нация по-прежнему воспитывается на мифах о божественном происхождении Японии, и это очень важно с точки зрения здешнего менталитета, — пояснил «Известиям» эксперт Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков важность правильного выбора и ажиотаж вокруг события.
Еще в середине марта правительственные чиновники рассказали, что для отбора правильного и соответствующего духу времени имени были выделены два десятка лучших экспертов в области японской и китайской литературы, истории Японии и Восточной Азии. А потом из их числа отобрали девять лучших из лучших, включив их в особую коллегию выборщиков.
При этом свое мнение о предложенном варианте для названия новой эры в понедельник утром высказали как представители бизнеса, научных кругов и СМИ, так и главы обеих палат парламента. И лишь после этого верхушка правительства официально явила стране название «Рэйва».
А вот нового императора, которому и предстоит править в новую эру, спрашивать не стали, а просто проинформировали об имеющихся вариантах. Статья 4-я нынешней конституции Японии запрещает участие монарших особ в государственных делах, и потому император официально не имеет права высказывать свое мнение о чем-либо, относящемся к ведению кабинета министров. К слову, из-за той же статьи уходящий император не имел права прямо попроситься на пенсию, а смог лишь посетовать на то, что его слабое здоровье и преклонный возраст не позволяют ему должным образом выполнять императорские обязанности.
Время подводить итоги
Между тем скорая смена эпох стала для нации отличным поводом порефлексировать на тему того, какой была эра Хэйсэй. Во многом выбор имени действительно оказался судьбоносным: если отец нынешнего императора Хирохито ассоциировался у нации прежде всего со Второй мировой войной, так как при нем Япония в нее вступила, то Акихито наверняка запомниться японцам как примиритель.
В начале эры Хэйсэй, когда мир, казалось, вступил в период прочной стабильности, в Японии преобладало чувство эйфории. Страна восстановилась после унизительной войны и вышла в серьезные экономические конкуренты США. Осенью 1989 года, или в первый год Хэйсэй, японский конгломерат Sony приобрел голливудскую Columbia Pictures, а Mitsubishi Estate стала владельцем нью-йоркского Рокфеллер-центра — эти две крупные сделки явно упрочили веру Страны восходящего солнца в собственное экономическое благополучие.
Однако спустя всего три года пузырь на японском рынке активов лопнул и страна погрузилась в полномасштабный кризис финансовой системы, продолженный затяжной стагнацией японской экономики.
Эра Хэйсэй, безусловно, была периодом не менее глубоких политических потрясений. Большая часть японских премьер-министров в это время — а за 30 лет Хэйсэй их в Японии было 17 — подавали в отставку спустя всего год после прихода к власти. Заметное исключение составили лишь Дзюнъитиро Коидзуми и Синдзо Абэ, правящий и ныне.
— Название эры — это символ, который характеризует эпоху. При упоминании эпохи Хэйсэй люди думают о расколе и катастрофах, а вспоминая эру Сева («просвещенный мир», период с 25 декабря 1926 года по 7 января 1989 года. — «Известия» ) на ум приходят мысли о войне и послевоенной реконструкции, — сказал «Известиям» профессор Университета Нагои Хидея Каваниси, специализирующийся на истории императорских японских традиций.
В начале февраля одна из компаний попросила жителей страны выбрать иероглиф, лучше всего олицетворяющий эру Хэйсэй. И большинство выбрало иероглиф, обозначающий катастрофу или бедствие. И их в нынешнюю уходящую эру действительно было немало. В марте 2005 года участники секты «Аум Синрикё» устроили шокирующую атаку с использованием газа зарин в токийской подземке, из-за которой 13 человек погибли, а еще 6,4 тыс. пострадали. И, как предполагала недавно японская пресса, грядущее окончание эры Хэйсэй стало одним из факторов, побудивших власти не оттягивать больше с исполнением смертного приговора для виновников тех событий (их казнили прошлым летом). Отождествление Хэйсэй с «катастрофой», безусловно, связано в японском самосознании и с разрушительными землетрясением и цунами в марте 2011 года, ставшими причиной смерти 18 тыс. японцев, и с аварией на АЭС «Фукусима».
Неудивительно, что, согласно опросам, большинство японцев, очень хотели увидеть в названии новой эры иероглиф «надежда». Впрочем, и мир с гармонией наверняка нацию не разочаровали.