Объединительный мотив: почему приостановлено создание Первого национального театра

Его судьба зависит не только от решения двух коллективов
Марина Иванова, Зоя Игумнова, Наталья Васильева, Евгений Авраменко
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Труппы Театра имени Волкова и Александринского театра высказались за объединение двух старейших российских коллективов. О готовности сотрудничать в рамках Первого национального театра России артисты и сотрудники заявили в письмах, составленных по итогам собраний трупп (имеются в распоряжении «Известий»). Днем ранее премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил указ министра культуры Владимира Мединского об объединении театров, мотивировав свое решение необходимостью «провести широкое обсуждение данной инициативы с привлечением профессионального сообщества Санкт-Петербурга и Ярославля». В том, как и кто должен давать оценку инициативе Минкультуры, при том что театры свое мнение высказали, разбирались «Известия».

Радужные перспективы

Волковский и Александринский театры провели свои собрания с суточной дистанцией. 28 марта коллективное письмо написал ярославский Театр имени Волкова во главе с худруком Евгением Марчелли. Послание было адресовано президенту Владимиру Путину, губернатору Ярославской области Дмитрию Миронову и министру Владимиру Мединскому. В нем высказывалось удивление по поводу позиции ярославской общественности, возражающей против объединения, и сомнение в том, что эта позиция идет на пользу труппе. А интерес Театра имени Волкова, по мнению подписантов, выражается в том, что объединение «абсолютно логично с точки зрения современного развития».

«Благодаря ему мы получаем большие финансовые возможности на постановки, техническое обеспечение, зарплаты коллективу и гастрольно-фестивальную жизнь, — подчеркнули авторы. — Наш театр сможет представлять свои спектакли на площадках Москвы и Петербурга не только во время нечастых гастролей, но теперь и на регулярной основе. Мы получаем новый творческий импульс, новые возможности и перспективы».

На следующий день худрук Александринки Валерий Фокин провел собрание своего коллектива, итогом которого стало письмо, адресованное президенту и премьер-министру. В нем «от имени всех александринцев» поддерживается «создание новой и очевидно уникальной структуры, основанной на консолидации двух знаковых для нашей культуры театров».

Художественный руководитель Академического театра драмы им. Ф. Волкова Евгений Марчелли
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

«Наше современное объединение — это не просто красивая дань исторической памяти, это мощная государственная поддержка, новый уровень творческой реализации, возможность приглашения ведущих режиссеров, а также и преодоление географических границ», — говорится в обращении труппы Александринского театра.

Вместе с тем худрук Александринки положительно оценил решение главы правительства приостановить объединение.

— Вчера я разговаривал с премьер-министром Медведевым, который попытался меня успокоить, сказав, что поддерживает это начинание и что он не отменил указ, а приостановил его, — сказал Валерий Фокин, обращаясь к труппе. — Это возможность паузы, чтобы поработать с общественностью.

Театральный кружок против

«Известия» обратились к деятелям театра с просьбой рассказать, каким образом общественность может влиять на принятие положительного или отрицательного решения по вопросу объединения театров, при том, что сами они и их учредитель этот шаг поддерживают.

Патриарх российского театроведения Вадим Гаевский заявил, что «театральная общественность против такого решения, а спорить с ней бессмысленно».

— Я уверен, что все в нашем театральном кружке считают, что это совершенно нереальная вещь. Думаю, что сверху об этом тоже узнали и поставили данное преобразование на стоп. Потому что оно оскорбляет все остальные театры. Оба этих театра не заслужили такого авторитетного преобразования. Даже в Санкт-Петербурге Александринка не является ни первым, ни крупнейшим театром. Первый театр там — это БДТ. Что сделала Александринка за последний год, что сделал Волковский театр, чтобы им дали такие возможности, — выделили еще один новый театр? — задался вопросом собеседник «Известий».

Здание Государственного академического театра драмы имени Волкова в Ярославле
Фото: РИА Новости/Олег Смыслов

Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России Евгений Стеблов оставил в стороне вопросы заслуг и распределения сцен и высказался о правах театров действовать независимо от мнения общественности.

— Никто извне не должен давать театрам команды. Хотят — объединяются, не хотят — не объединяются, — заявил народный артист. — Когда-то во время перестройки модно было всё на собраниях решать. И как-то народный артист СССР Ростислав Янович Плятт сказал: «Что ж это, теперь профсоюзное собрание будет и роли распределять, что ли?» Это бред. Я не понимаю, в чем тут проблема, которую стоит обсуждать. Это внутреннее дело театров.

Евгений Стеблов призвал не драматизировать ситуацию, подчеркнув, что и ранее театры сливали, разъединяли и закрывали. По его словам, «в искусстве все-таки главенствуют личности, а не общественность».

— Личности выдвигают идеи, собирают вокруг себя людей, это нормальный процесс. Что касается общественности, то она состоит из разных людей, и не все из них компетентны, — подчеркнул народный артист.

Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий заметил, что надо было предоставить эту идею на обсуждение, чтобы она немного пожила внутри, побурлила, а не сваливалась как снег на голову.

В то же время народный артист пока не понимает, какая именно общественность должна обсуждать этот вопрос. Если театральная — то это наверняка должны быть культовые режиссеры, актеры, руководители, полагает он. И если это мнение интересно и нужно, то к нему, возможно, и стоит прислушаться. Но в любом случае объединение лучше, чем разъединение, резюмировал эксперт, — и в качестве примера привел исторический факт.

Первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России, актер Евгений Стеблов
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Я вспоминаю время, когда делился МХАТ. Тогда отремонтировали здание в Камергерском переулке, и Олег Николаевич захотел переехать в него не со всей труппой, — рассказал Игорь Золотовицкий. — С высоты прошедших лет я понимаю, что это было очень жестокое, властное решение. Но тогда нам казалось, что это единственный выход. Ведь во МХАТе была сборная Советского Союза по актерам. И всем хотелось пойти за Ефремовым. Нам, молодым артистам, было лестно, что Олег Николаевич нас позвал. Но мы не думали, каково тем, кого он не взял. И надо ли было так резать по живому? Я сомневаюсь.

Но и объединения, по мнению Золотовицкого, бывают разными. Пока, считает он, вопросов больше, чем ответов. В любом случае главное, чтобы людей не обидели. А то вспоминается знаменитое изречение Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Что случилось в День театра

Решение Министерства культуры об объединении Александринского и Волковского было принято в День театра, 27 марта. Согласно ему, старейшие российские театры федерального подчинения образуют единое юридическое лицо. Новая институция получает официальное название «Театрально-культурный комплекс Первый национальный театр России» (Академический Александринский театр — Академический театр драмы имени Федора Волкова).

В ведение свежеиспеченной организации, помимо остающихся за театрами исторических зданий, отходит ныне замороженная сцена на столичном проспекте Андропова, которую Олег Табаков строил для МХТ имени Чехова. Целью объединения были названы оптимизация и эффективное использование бюджетных средств, а также реализация обменов и совместных проектов.

Инициатива министерства вызвала возражения губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, который в соцсетях написал, что, прежде чем принимать такое решение, надо было посоветоваться с жителями Ярославской области, общественностью и коллективом театра, подчеркнув, что «Волковский театр — гордость и бренд Ярославии» и что «объединения быть не должно».

Художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина – Александринского театра Валерий Фокин
Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Против решения Минкультуры выступил и глава СТД России Александр Калягин, заявивший, что «неожиданное, волюнтаристское объединение двух старейших театров — вопрос не только творческой судьбы этих коллективов, он гораздо острее: это вопрос государственной культурной политики».

По мнению народного артиста, без «серьезного, всестороннего, детального обсуждения этого вопроса с театральным сообществом, с экспертами, без общественной экспертизы принимать такое решение — значит идти вразрез с основами государственной культурной политики, утвержденными Владимиром Путиным».

Вечером 28 марта премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил указ Владимира Мединского, поручив ему провести широкое обсуждение данной инициативы с привлечением профессионального сообщества Санкт-Петербурга и Ярославля.