По сложившейся давным-давно традиции за рулем желтого автомобиля с «шашечками» сидит мужчина. Неважно, какой: худой, тучный, лысый, в кепке или с усами, но обязательно мужчина — якобы не женское это дело баранку крутить. Однако современные реалии таковы, что грань между мужскими и женскими профессиями нивелируется, и все чаще в карточке водителя фигурируют имена Елена, Мария, Юлия или Анна. С точки зрения самих водителей эту тенденцию легко объяснить, но вот отношение клиентов к дамам-таксистам бывает весьма неоднозначным. Корреспондент «Известий» решила на один день устроиться на работу в такси и на личном опыте выяснить, насколько сильны стереотипы и как в принципе выглядит профессия изнутри.
Поиски работы
Казалось бы, какие могут быть сложности в том, чтобы начать работать в такси? Оказывается, они есть. Еще лет пять-десять назад можно было заниматься частным извозом без обязательной сегодня лицензии на автомобиль, шашечек желтого цвета и прочих атрибутов. Сейчас на дороге уже практически никто не голосует, а для вызова такси проще воспользоваться приложением на смартфоне, что на практике позволяет существенно экономить время и деньги пассажиров. Однако со стороны таксиста картина выглядит несколько иначе.
В Москве на сегодняшний день действуют несколько сервисов-агрегаторов, которые у всех на слуху: «Яндекс.Такси», Uber, Gett, сервис личных водителей Wheely и ряд других. Каждая из компаний предъявляет свои требования как к кандидатам, так и к транспортным средствам в автопарке. Единым является лишь водительский стаж: от трех лет для категорий «эконом» и «комфорт» и от 10 лет для «бизнеса».
Если же потенциальный таксист планирует использовать для работы собственный автомобиль, то количество требований увеличивается в разы. Самые распространенные — это наличие зарегистрированного ИП и лицензии на машину, которая вдобавок должна быть определенной модели и соответствовать регламенту по возрасту и пробегу.
Таксовать на личном авто я не планировала, поэтому вдаваться в подробности не стала и в поисковой строке браузера напечатала примитивный запрос наподобие «работа в такси на авто компании Москва». Поисковик предложил мне несколько миллионов страниц с результатами — изучив первые 20 или 30 ссылок и несколько раз заполнив форму для обратной связи, я стала ждать звонка.
Довольно оперативно мне перезвонили три компании. Одних не устроило отсутствие опыта работы именно в такси, другие предложили зарегистрировать ИП, последние попросили захватить на собеседование полный пакет документов, включавший в себя, помимо всего прочего, медицинскую справку, справку о доходах с предыдущего места работы и свидетельство ИНН. На этом звонки прекратились.
Подождав еще немного, я решила действовать по старинке и искать работу на одном из специализированных сайтов, где оставила краткое резюме и откликнулась на несколько подходящих вакансий. Ключевым требованием с моей стороны было минимум требований со стороны работодателя: действующей медицинской справки у меня нет, а оформлять новую не было ни желания, ни времени; то же самое касалось и наличия опыта работы, а также действующей аккредитации-подключения к нескольким компаниям-агрегаторам. И вот спустя пару дней мне наконец позвонили и пригласили на собеседование в один из московских таксопарков.
Трудоустройство и условия работы
Офис компании расположился на третьем этаже отдельно стоящего здания на территории промзоны, по соседству — автосервисы, мойки, еще один таксопарк, несколько заведений общепита и хостел для работников на вахте. В комнате для собеседований сидела девушка-кадровик, которая попросила заполнить анкету, взяла у меня документы (паспорт и водительское удостоверение) для проверки службой безопасности, после чего рассказала о возможных вариантах нашего дальнейшего сотрудничества.
Их оказалось всего три: 50/50, когда заработок делится пополам между водителем и таксопарком, штатный работник и аренда брендированного автомобиля за 2700 рублей в сутки. Третий вариант аренды такси подойдет для более опытных водителей, которые сами могут грамотно распоряжаться рабочим временем. Никакого определенного графика работы и контроля со стороны работодателя в этом случае нет, также нет необходимости возвращать машину в таксопарк.
В первом и втором случаях платить за аренду не нужно, но при этом за водителем не закрепляется какой-то определенный автомобиль. Штатная должность подразумевает пятидневную рабочую неделю, фиксированный заработок в течение дня и выполнение заказов, направленных таксопарком, при 100-процентной компенсации расходов на мойку и ГСМ. В схеме 50/50 можно выбирать график работы (1/1, 2/2, 3/3, 6/1 и т.п.), есть напарник, который работает, когда вы отдыхаете, обслуживание машины делится поровну с таксопарком, а все заказы, оплаченные наличными, становятся дополнительным заработком водителя.
Я выбрала этот вариант, и девушка, проводившая собеседование, проводила меня в соседнее помещение, чтобы представить будущему непосредственному руководителю — начальнику автоколонны Константину (имя изменено).
В просторной «водительской» было довольно людно: одни ждали начала смены, другие сдавали машины после работы, кто-то, как и я, пришел после собеседования. Константин, который вопреки моим ожиданиям оказался приятным мужчиной с интеллигентной внешностью, изучил мою анкету, задал несколько вопросов и более подробно рассказал о том, как мне предстоит работать. Мы договорились, что на работу я выйду через пару дней, это время могло мне понадобиться для того, чтобы найти планшет на базе Android — разработчики программного обеспечения создали приложение для таксистов только для этой ОС.
Первый рабочий день
По правилам таксопарка, рабочая смена начинается в 14:00 и заканчивается ровно спустя сутки. Предполагается, что за это время у водителя есть несколько перерывов: на сон — с полуночи и до семи утра, а также по два получасовых на прием пищи и кратковременный отдых во время работы. Как позднее выяснилось, по договоренности с напарником можно немного сдвинуть время работы, чтобы подольше поработать вечером и позднее начать утром.
Предыдущий водитель привозит к назначенному времени машину обратно в таксопарк, где подписывает акт приема-передачи. Следующий вновь осматривает автомобиль и отправляется в путь. Медицинский осмотр отдельно никто не проводит, эта функция обычно ложится на плечи одного из начальников автоколонны, которые весьма неплохо справляются с этой дополнительной работой. Только при мне двоих водителей «завернули» и отправили домой отсыпаться.
С собой таксисту выдается полный пакет документов, в который входят свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС), страховка, справка о прохождении медосмотра и путевой лист. После осмотра автомобиль необходимо «закрепить» за собой в приложении, сделать с десяток фотографий в разных ракурсах, дождаться одобрения от агрегатора, и потом можно выезжать на работу. Такую же процедуру приходится раз в десять дней выполнять и тем, кто работает в такси постоянно. Таким образом агрегаторы следят за состоянием машин на линии. Обмануть службу контроля в данном случае практически невозможно: фотографии нигде не сохраняются, кроме того, не получится загрузить в приложение старые снимки.
Мне для работы достался автомобиль Hyundai Solaris 2018 года выпуска в фирменной оклейке Яндекс.Такси, правда, с обычными, а не желтыми номерными знаками. По заверению Константина, ездить по выделенным полосам для общественного транспорта на таких машинах можно, камеры фотофиксации видят брендированный кузов и «шашечки» на крыше, и штраф не выписывается.
Таксометр
Приложение для водителей такси, подключенных к «Яндексу», называется «Таксометр». По сути, это личный кабинет водителя, здесь можно принимать заказы, следить за состоянием баланса и своим рейтингом, который называется «активность».
Отказываться от заказов нельзя, так как их отмена негативно влияет на показатели активности: чем ниже рейтинг, тем меньше водителю поступает заказов, следовательно, он меньше зарабатывает. Поэтому шоферу обычно проще постоять на одном месте и дождаться, пока клиент сам не отменит свой заказ.
Теперь мне как пассажиру стало понятно, почему иногда в приложении «Яндекс.Такси» машинка на карте долгое время стоит неподвижно или вообще едет в противоположную сторону. Расчет сделан на то, что в обоих случаях клиент, скорее всего, спешит, и поэтому сам отменит заказ.
В приложении предусмотрены два режима: «на линии» и «занят». Второй следует выбрать, когда планируете сделать перерыв или отлучиться из машины, в этом случае новые заказы не поступают. Также этот статус можно указать, если хотите получить заказы, пока едете в сторону дома или по своим делам, в таком случае система подыскивает клиентов, которым с вами по пути.
Дополнительно существуют коэффициенты, повышающие стоимость поездки. Обычно это показатели высокого спроса. У таксистов в приложении такие зоны выделены фиолетовым цветом — чем темнее участок на карте, тем выше будет ценник за услуги такси.
Светло-фиолетовые зоны позволяют водителю дополнительно заработать от 10% до 30% от базовой цены, максимальный же коэффициент, замеченный мной лично, составил 3.5. Иными словами, если поездка по вашему маршруту в обычное время стоит 300 рублей, то в час пик придется выложить уже больше тысячи. Вся «сверхприбыль» в этом случае идет в карман таксиста, агрегатор взимает с каждой поездки лишь фиксированную комиссию в размере 3–4%.
В настройках приложения водитель может выбрать способы оплаты: только наличные, только картой или допустимы оба варианта.
Заработок
Честно признаюсь, в будние дни в Москве работы много, по крайней мере, ее нехватки я не заметила. Обычно происходило так, что новый заказ мне поступал еще до завершения текущего. Средняя стоимость поездки по чеку составила около 300–350 рублей. Было несколько крупных чеков на сумму от 600 рублей, но их ценность нивелировалась короткими поездками за 200–250 рублей.
Раз пять мне начислялись бонусы: так происходит, когда, доехав до конечного пункта, клиент ставит водителю пятерку. Несколько раз начислялись чаевые в размере 10% от стоимости. А одна девушка, которая очень торопилась и уже серьезно опаздывала на встречу, даже дала мне сверху 300 рублей наличными за то, что я довезла ее до места быстрее, чем она ездит обычно. К слову, сама поездка оплачивалась картой и стоила столько же.
Общий заработок за смену составил около 10 тыс. рублей «грязными», на руки же я получила порядка 5,5 тыс. Весьма неплохой результат, если учитывать, что это был мой первый опыт подобной работы, поездки осуществлялись по тарифу «эконом», да и цели заработать много денег у меня не было.
Клиенты и предрассудки
За то ограниченное время, что мне удалось поработать таксистом, моими клиентами побывали буквально все: женщины и мужчины среднего возраста, пенсионеры, школьники, молодежь, были даже дама с собакой, причем приличных размеров, и спортсменка из сборной Китая, выступавшая на Универсиаде в Красноярске. Ей очень понравилось, что я свободно говорю на английском, а мне от нее на память осталась десятирублевая монета с символикой игр на реверсе. Не довелось мне подвозить разве что пассажиров с детьми.
Надо отдать должное, никто из них не делал большие глаза и не спрашивал удивленно, как я докатилась до такой жизни. Наоборот, многим импонировало, что их везет девушка-москвичка.Пообщавшись с некоторыми из своих пассажиров, мне удалось выяснить, что далеко не всем безразлично, кто сидит за рулем их такси. Многие, например, специально перед поездкой смотрят, как зовут водителя, и даже намеренно отказываются от таксистов с неславянскими именами.
Наблюдения
Несмотря на то, что в глазах некоторых новых коллег по цеху явно читалось удивление, в большинстве своем мужчины-таксисты отнеслись ко мне с пониманием и даже в каких-то моментах помогли опытным советом. Да и привыкли они уже, наверное, к такому соседству.
Девушке при соблюдении банальных правил этикета и умении в любой ситуации сохранить улыбку на лице работать в такси будет нетрудно. Тем более что при грамотном подходе можно будет обеспечить себе еще и неплохой достаток.
На автомобиле лучше не экономить. В тех же самых Skoda Rapid или Volkswagen Polo сидеть удобнее, чем в «солярисе», а с учетом того, что таксист за рулем проводит 99% рабочего времени, велик риск заработать проблемы со здоровьем.
Работа в такси — дело нехитрое, но назвать такой заработок легкими деньгами у меня язык не повернется. Как и в любой другой сфере сервиса, где приходится напрямую взаимодействовать с разными людьми, эта работа отнимает немало человеческих ресурсов, в первую очередь эмоциональных. Все люди разные, и их настроение зачастую передается водителю. С кем-то приятно иметь дело, а после некоторых пассажиров возникало стойкое желание бросить всё и поехать домой.
По итогам своей первой рабочей смены в таксопарке я взяла тайм-аут «на подумать», не хватило духу сообщить Константину, что мое трудоустройство было не всерьез. После выходных он сам со мной связался, чтобы узнать о решении, и услышав об отказе, огорчился, это явно читалось в его словах. На прощание он добавил, что если я когда-нибудь вдруг надумаю устраиваться на работу в такси, то у них меня будут ждать с распростертыми объятиями.