Правительство утвердило долгосрочную программу развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. В документе сформированы ключевые задачи — в частности, повышение качества грузовых и пассажирских перевозок. А также развитие скоростного движения, обновление подвижного состава, внедрение цифровых технологий, создание инфраструктуры для выполнения задач в рамках майского указа президента. Программа предусматривает общий объем вложений в различные проекты около 9 трлн рублей, из которых 4 трлн рублей — частные инвестиции.
— Я подписал документ, который вы уже достаточно давно ожидаете, — обратился Дмитрий Медведев к главе РЖД Олегу Белозерову. — Мы с вами обсуждали несколько раз ее [программы] содержание на различных совещаниях. Там учтены основные направления вашего развития на ближайшие годы, включая целый ряд фундаментальных для «Российских железных дорог» решений. Работайте.
Глава РЖД ответил, что утвержденный документ — сигнал рынку и производителям о начале «очень активной работы», после чего доложил о том, что удалось сделать в 2018 году.
— Растут пассажирские перевозки. В дальнем следовании — почти на 8%, в пригороде — более чем на 3%. Пассажиры пользуются современными цифровыми технологиями: более 50% билетов (в первый раз на этот показатель мы вышли в прошлом году) продается в электронной форме. И обновили очень серьезно парк вагонов — более 1,3 тыс. вагонов — благодаря решениям, которые были приняты правительством, — отчитался Олег Белозеров.
По его словам, компания уже показывает рост производительности труда — почти на 6,8% за прошедший год. Добиться этого получилось за счет сокращения расходов на 45 млрд рублей.
Долгосрочная программа развития железнодорожного перевозчика обсуждалась больше года. Финальным документом сформировано несколько ключевых задач.
Первая –– повышение эффективности компании. Речь идет как о производственных показателях, росте производительности труда, так и об экономических. Предусмотрено повысить производительность труда в среднем не менее чем на 5% в год.
Вторая задача — развитие инфраструктуры. Это, в частности, модернизация БАМа и Транссиба для увеличения их пропускной способности. Также планируется создавать подходы к портам Дальнего Востока, Северо-Запада, Азово-Черноморского бассейна. Перед РЖД стоит задача ускорить пропускную способность для транзитных перевозок контейнеров в четыре раза и сократить время их транспортировки — в частности, с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней.
Третьим направлением является внедрение цифровых технологий для создания системы бесперебойной работы управления составами и пассажиропотоками.
Четвертое — инвестиции. Планируемый объем программы РЖД на 2019 год составит более 680 млрд рублей. За три года на развитие железных дорог будет потрачено 2,25 трлн. Эти деньги направят на решение наиболее важных задач, которые стоят перед перевозчиком. Речь идет о реализации проектов расширения магистральной инфраструктуры. Кроме того, будет продолжена работа по реконструкции железнодорожных путей и обновлению локомотивного парка. Значительная часть инвестпрограммы — создание инфраструктуры для выполнения задач в рамках майского указа президента. На эти цели предусмотрено 812,6 млрд рублей на три года.
Отдельное внимание в программе уделено развитию скоростного движения по железной дороге. В частности, поставлена задача создания линейки российского подвижного состава (как грузового, так и пассажирского) для скоростей движения от 200 до 400 км/ч, в том числе с изменяемой шириной колеи и применением автономных источников питания. В планах компании — за три года увеличить пассажирооборот почти на 7%, а грузооборот — до 8%.