Щепки летят: Хлоя Севиньи сыграла легендарную преступницу

Готический триллер о загадочном убийстве и сестрах-сиротах «Месть Лиззи Борден» полон секса и насилия
Сергей Сычев
Фото: Престиж Кино

В российский прокат выходит фильм Крэйга Уилльяма Макнейлла «Месть Лиззи Борден», прогремевший в прошлом году на главном американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс». Хлоя Севиньи, много лет мечтавшая сыграть знаменитую убийцу, наконец получила такую возможность, а ее партнершей стала Кристен Стюарт, звезда франшизы «Сумерки».

«Лиззи Борден топор подняла / И матери сорок ударов дала. / Когда поняла, что она натворила, / Отцу еще сорок один отвалила».

Эта популярная американская считалочка, которую и сегодня можно услышать, например, на детских площадках, основана на реальном случае. Жестокое убийство Эндрю и Эбби Борденов, случившееся 4 августа 1892 года в Массачусетсе, до сих пор занимает одно из главных мест среди самых загадочных и известных преступлений в истории США. Имя Лиззи Борден стало нарицательным, о ней чего только не написано: мюзикл, балет, опера, пьесы, не говоря уже о книгах и кино. Относительно недавно вышел телефильм, где Лиззи сыграла Кристина Риччи.

Новая экранизация — «Месть Лиззи Борден» — начинается с того, о чем известно доподлинно. Летним утром ничто не предвещало трагедии. Дом Борденов был почти пуст. Служанка Бриджет Салливан уныло и долго мыла окна на улице. Лиззи Борден сидела в саду, спасаясь от жары в тени грушевых деревьев. Потом зашла в дом и почти сразу издала истошный крик. Ее отец и мачеха лежали окровавленные, изрубленные так, что их невозможно было узнать. Началось следствие, Лиззи была главной, хотя и не единственной подозреваемой. Никто так и не смог установить, что произошло, хотя большинство считает, что именно Лиззи расправилась со своей семьей.

У авторов «Мести Лиззи Борден» есть своя версия на этот счет, причем вполне аргументированная, насыщенная не только слухами и фактами, но и аутентичным реквизитом. Например, портрет матери Лиззи, который мы видим в кадре, — настоящий, и за счет таких деталей происходящее временами кажется документальной реконструкцией, а не творческим вымыслом.

Дом Борденов представлен удушливым вместилищем порока. Отец-тиран издевается всю жизнь на обеими дочерьми, практически не разрешая им покидать дом. Он невероятно скуп и жесток, на глазах у Лиззи разбивает головы ее голубям. Недавно нанятую служанку Бриджет он регулярно насилует. Лиззи к своим 32 годам (Севиньи в момент съемок более чем на 10 лет старше) — издерганная старая дева, как и ее сестра Эмма. Обе одеты очень бедно, отца боятся как огня, только Лиззи бунтует, а Эмма смирилась.

Мачеха их терпеть не может, они ее — тоже. Дядя, льстивый и грубый Джон, хочет со временем завладеть имуществом Борденов и остаться по завещанию опекуном. А между Лиззи и служанкой завязываются очень странные отношения, в которых дружба и страсть могут оказаться маскировкой или реальной попыткой преодолеть одиночество.

Здесь всегда полутьма и тишина. Старший Борден не верит в электричество, и комнаты освещают тусклые огни свечей. Вещи распиханы по редким шкафам, половицы скрипят, и бледные лица кажутся призраками, тенями. У Лиззи странные припадки, в ее молчании всегда угроза. Бриджет, жертва, как сейчас говорят, харассмента, лишенная даже своего имени (при приеме на работу ей приказали откликаться на «Мэгги»), — тоже пленница непрекращающегося домашнего кошмара. Их общий путь к кровавой развязке будет долгим и жутким.

В этой истории слишком много секса и насилия, поэтому в США фильм получил рейтинг R, что фактически означает смерть в прокате. Так и произошло, кинотеатры картину почти не показывали, да и в России не каждый отважится пойти ее смотреть. Но если и стоит это сделать, то ради магнетического дуэта Севиньи и Стюарт, в котором напряжение усиливается с каждой экранной минутой.