Искушение музыкой: «Влюбленный дьявол» придет на сцену МАМТа

Впервые за 30 лет на основной сцене театра будет поставлена опера современного композитора
Анастасия Попова
Фото: МАМТ

В рамках юбилейного года Музыкальный театр на Большой Дмитровке покажет мировую премьеру оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол» по одноименной повести Жака Казота. Для нынешнего поколения станиславцев это событие почти беспрецедентное. Спектакль режиссера Александра Тителя, художника Владимира Арефьева и дирижера Владимира Юровского станет первой постановкой новой оперы на основной сцене МАМТа за последние 30 лет.

Символично, что столько же времени прошло с момента рождения партитуры. «Влюбленного дьявола» композитор завершил в 1989 году и не верил, что когда-нибудь произведение будет исполнено. Долгое время творчество Александра Вустина — композитора поколения Губайдулиной и Шнитке — не имело широкой известности и пользовалось вниманием лишь узкого круга знатоков. Всё изменилось в 2016-м, когда худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский сделал Вустина «композитором в резиденции», то есть главным автором своего коллектива на этот год.

С тех пор ГАСО неоднократно исполнял музыку Александра Вустина, в том числе премьеры, и тем самым привлек к нему внимание общественности. Теперь же Юровский решил подарить жизнь «Влюбленному дьяволу». Для самого дирижера это будет дебютом в МАМТе.

Александр Вустин на репетиции
Фото: Сергей Родионов

Использовав либретто Владимира Хачатурова, Вустин создал двухактное, наполненное множеством смыслов и жанровых пластов полотно.

— Как и повесть Казота, опера многозначна. Повествуя о грехопадении и любовном соблазне, смирении и доброте, мужском и женском, реальном и мистическом, она затрагивает вечные темы, которыми живет христианское искусство, — рассказал «Известиям» Александр Вустин.

Дирижер Владимир Юровский
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Многогранность опуса постарался отразить Александр Титель: историю об искушении молодого дворянина Дона Альвара, которому дьявол является в образе красавицы Бьондетты, режиссер облек в элитарное полисмысловое действие, где историческая фантастика XVIII века переплетается с современностью. Импульсом для творческих поисков, по словам Тителя, стала именно музыка композитора.

— С подобным сочинением я еще не сталкивался, — признался в беседе с «Известиями» режиссер. — Постмодернистская партитура «Влюбленного дьявола» с остроумным текстом, неожиданными сюжетными положениями объединяет черты мистического детектива и иронического парафраза. Ее уникальную полижанровость я выразил на сцене в причудливом смешении времен, художественных стилей и направлений, способов существования актеров в спектакле.

Привлек внимание Тителя и необычный оркестровый облик оперы, вдохновленный, по словам композитора, экспериментами Игоря Стравинского. В исполнении «Влюбленного дьявола» задействован ансамбль-оркестр солистов с расширенной группой ударных, дающих простор для красочных театральных эффектов.

Московский академический Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
Фото: МАМТ

Премьеру «Влюбленного дьявола» предварит насыщенная образовательная программа, включающая лекции и публичные дискуссии. В Музыкальной гостиной театра пройдет творческая встреча с авторами и исполнителями спектакля. Профессор Московской консерватории Светлана Савенко расскажет о музыке Александра Вустина, а доктор филологических наук, профессор ГИТИСа Андрей Ястребов — о повести Жака Казота, послужившей литературной основой для оперы.