«Раскрученные актеры только отвлекают зрителей от фильма»

Аргентинский режиссер Луис Ортега — о поиске новых лиц, работе с Педро Альмодоваром и высокой планке Андрея Тарковского
Наталья Васильева
Фото: Global Look Press/Kika Press

В российский прокат вышла криминальная драма Луиса Ортеги «Ангел». Продюсером ленты выступил знаменитый испанский режиссер Педро Альмодовар. Картина рассказывает основанную на реальных событиях историю аргентинского серийного убийцы Карлоса Робледо Пуча, по сей день отбывающего пожизненное заключение. Фильм стал участником программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля — 2018, а также был номинирован на «Оскар» от Аргентины. «Известия» встретились с Луисом Ортегой.

— Съемки в «Ангеле» — это дебют Лоренцо Ферро в кино? Как вы искали актера на главную роль?

— Да, прежде Лоренцо никогда не играл в кино и даже не посещал актерский класс. Мы искали новое лицо, потому что я не хотел, чтобы в главной роли снимался кто-то известный. Считаю, что раскрученные актеры только отвлекают зрителей от фильма. В какой-то момент каждый успешный артист становится частью бизнеса, но, к сожалению, своей медийностью они потом не дают вам возможности поверить в то, что происходит на экране. Когда ты каждый день видишь это лицо в светских отчетах, на обложках журналов, в рекламе и в инстаграме, становится всё сложнее ассоциировать его с той личностью, которую он играет в кино. Поэтому я хотел получить в свой фильм того, кого никто и никогда раньше не видел: кого-то таинственного, чей образ западает прямо вам в сердце. Совсем как в фильмах Робера Брессона.

Фото: ПРОвзглядЛоренцо Ферро в главной роли нового фильма Луиса Ортеги «Ангел»

— Вы быстро утвердили Лоренцо на роль?

— Лоренцо был первым ребенком, которого я видел из 1000 просмотренных позднее претендентов на роль. Я с самого начала знал, что мне нужен именно он, даже несмотря на то, что он вообще не мог ничего сыграть в тот момент. Но мне пришлось попробовать на эту роль и других 999 актеров, потому что ни одному из продюсеров не понравилась моя идея работать с кем-то, кто не просто не знаменит, но даже не актер.

У Лоренцо есть дух и своя собственная жизненная история, которая помогла ему воплотить характер персонажа столь ярко и выразительно. Но нам пришлось много работать для этого. Каждый день на протяжении шести месяцев мы общались, искали, учились понимать друг друга. Результат на экране. Сейчас Лоренцо Ферро чрезвычайно популярен в Аргентине и не только.

— Вы намеренно показываете жестокую историю серийного убийцы настолько обаятельно? Я имею в виду не только очевидную красоту главного героя, но и то, как в принципе снят фильм: яркие краски, солнце, молодые актеры.

— Всё дело в том, что я совсем не хотел рассказывать историю серийного убийцы. Я снял картину про маленького вора, который думает, что весь мир вокруг — ложь и притворство. Но потом он влюбляется в своего друга Рамона, и вся его жизнь меняется. У него всё выходит из-под контроля. Неправильно думать, что я выбрал такой стиль, дабы романтизировать жизнь грабителя и убийцы. Он связан исключительно с определенным периодом жизни героя: с молодостью, энергией, красотой мира, с тем временем, когда человек полон жизненных сил. Также это связано с эстетикой Аргентины начала 1970-х, фотоаппаратами Kodak Chrome и рок-музыкой… Я просто дал этой истории то, что мог ей дать: мой взгляд на жизнь, мои собственные юношеские чувства и ощущения этого мира.

В картине довольно серьезная любовная история, но даже она не делает этот фильм романтическим. Я нарочно всё сделал так, чтобы это выглядело как можно привлекательнее. Я знаю, что зритель попадет в эту прекрасную ловушку, после чего красота больно укусит его. Помните, что писал поэт Райнер Мария Рильке? «С красоты начинается ужас. / Выдержать это начало ещё мы способны; / Мы красотой восхищаемся, ибо она погнушалась / Уничтожить нас. Каждый ангел ужасен».

— Почему вы не попытались разобраться в мотивации поступков героя? Я не увидела в фильме ни одной отсылки к тому, что стало катализатором жестокости в Карлитосе.

— Я не согласен с вами. Карлитос не жестокий, он скорее сумасшедший… Он не верит в смерть, он думает, что это всё игра, а Бог снимает его в своем фильме. Поэтому он очень хочет произвести на Него впечатление, хочет выглядеть в этом фильме круто.

— Ему нравился сам процесс или результат его деяний?

— Карлитос влюблен в опыт. Для него не существует никаких результатов и реальных последствий его действий. Он думает, что это всё выдумка, иллюзия.

— Прототип главного героя, серийный убийца Карлос Робледо Пуч, до сих пор жив. Вы пробовали с ним связаться, когда готовили эту историю?

— Да, пробовал, но у него тяжелая шизофрения, с ним невозможно разговаривать. А вскоре я понял, что мне от него ничего и не нужно, потому что я снимал не биографический фильм. Я лишь вдохновился самой историей, которая случилась давным-давно…

Фото: ПРОвзглядКадр из фильма «Ангел»

— Правда, что в Аргентине многие очаровывались этим преступником? В фильме есть момент, когда одна девушка смотрит на арестованного Карлитоса взглядом, полным вожделения.

— Да, когда стало известно о его преступлениях (это произошло в 1970-х годах), Карлос Робледо Пуч оказался настоящей иконой красоты. И женщины, и мужчины всех возрастов влюблялись в него.

— В одном из ваших интервью я прочитала, что в юности вы употребляли наркотики и были весьма неразборчивы в связях. В фильме есть эпизоды, вдохновленные вашим личным опытом?

— В «Ангеле» есть моменты, вдохновленные другим периодом. Когда я был маленьким ребенком и подростком, мне казалось, что смерть нереальна, ее не существует. Я чувствовал, что со мной вообще ничего не может случиться. Большинство сцен в каждом из моих фильмов родились из моего собственного жизненного опыта, хотя я никогда и никого не убивал.

— Финальная сцена, в которой Карлитос танцует, — метафора?

— Там нет метафоры. Это лишь то, что вы видите.

— Расскажите о работе с Педро Альмодоваром. Выступая в качестве продюсера картины, он не давил на вас своим авторитетом?

— Я встретил Педро, когда идея фильма была полностью реализована. Он прочитал сценарий и согласился его продюсировать, но никогда не вмешивался в процесс. Он очень умный и воспитанный человек. Единственное, что он делал, — очень нас поддерживал.

— Педро — испанец, а фильм полностью аргентинский. Как устроена коммуникация между испанским и аргентинским кино?

— Единственные фильмы, которые захватили мировой прокат, — американские. Знаете, как это называется? Империализм. Они вторгаются в наши страны и говорят на своем английском языке. Поэтому все мы должны помогать друг другу в нашем непростом киноделе, с нашими небольшими бюджетами.

— Вы знакомы с российским кино?

— Я рос на русской литературе и вдохновлялся ей. Одним из лучших режиссеров всех времен для меня является ваш Андрей Тарковский. Он поднял планку для остальных настолько высоко, что по сравнению с ним все мы — простые смертные.

Справка «Известий»

Луис Ортега учился в киношколе при Университете дель Сине в Буэнос-Айресе. Сценарий для своего первого художественного фильма «Черный ящик» (2002) он написал, когда ему было 19 лет. На сегодняшний день в его фильмографии 11 работ, в том числе драма «Черт летом», боевик «Грязные святые», сериалы «Маргинал» и «История одного клана».