Поздравление от Страдивари: Юрий Башмет отметил день рождения на сцене

«Солисты Москвы» представили программу на редчайших инструментах из Госколлекции
Сергей Уваров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Свой день рождения Юрий Башмет по давней традиции отметил вместе с публикой. В Концертном зале Чайковского народный артист СССР и возглавляемый им коллектив «Солисты Москвы» сыграли музыку трех столетий на инструментах Амати, Гварнери и Страдивари из Госколлекции. Вечер был примечателен еще и тем, что, помимо привычных амплуа альтиста и дирижера, именинник примерил на себя роль лектора — и чувствовал себя в ней не менее органично.

В течение концерта маэстро брал в руки микрофон куда чаще, чем альт. И сыпал байками, анекдотами, воспоминаниями — как смешными, так и ностальгически-трогательными — с такой легкостью, будто он корифей разговорного жанра, а вовсе не альтист.

Разумеется, на качестве основной части программы это не сказывалось — напротив, такой конферанс идеально соответствовал не только праздничному поводу, располагающему к лирическим отступлениям и непринужденным беседам с залом, но и специфике музыкальной составляющей. Не менее важными героями, чем 20 музыкантов на сцене, в этот вечер были их инструменты — редчайшие скрипки, альты и виолончели лучших мастеров XVII–XVIII веков. А раз так, значит всех их нужно было представить. Кому как не Башмету это делать?

— Можете не оглядываться по сторонам — нас сегодня охраняют. Каждый из инструментов, которые вы услышите, стоит несколько миллионов евро, — заинтриговал публику Юрий Абрамович.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

По его команде каждый оркестрант играл небольшой фрагмент, демонстрируя «голос» своего подопечного, а Юрий Башмет рассказывал об этих инструментах и их собратьях, созданных теми же мастерами.

— Эта скрипка Страдивари принадлежала князю Юсупову. Когда он бежал из России, то оставил инструмент в запертой комнате. Туда долгое время никто не заходил. А когда взломали дверь — увидели, что на столе лежит футляр, — увлеченно говорил Башмет.

После того, как оркестрант сыграл на этой скрипке несколько стремительных пассажей, маэстро прокомментировал: «Теперь вы можете представить, как убегал Юсупов из революционной России».

Логичным продолжением демонстрационной части концерта стало произведение «Отражения» Кузьмы Бодрова, современного композитора, музыку которого Башмет в последнее время нередко включает в свои программы. В данном случае коллажная ткань, сотканная из аллюзий на Паганини, Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга, позволила эффектно продемонстрировать специфику каждой из пяти скрипок, а заодно, конечно, и альта Башмета.

Юрий Абрамович, впрочем, был единственным, кто играл в этот вечер на собственном инструменте. В интервью «Известиям» маэстро рассказывал про него:

— Это очень хороший инструмент, но не Страдивари и не Гварнери, а Паоло Антонио Тесторе. Миланская школа. Он попал ко мне на первом курсе консерватории. А уже много лет спустя в Зальцбурге случилось невероятное событие в моей жизни: ко мне в руки попал альт Моцарта. На панихиде по своей маме Моцарт играл вторую часть знаменитой Концертной симфонии как раз на этом альте. И этот инструмент оказался «родным братом» моего альта! Тот же мастер его сделал, всего три года разницы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Увы, моментов, когда можно было насладиться его звучанием и мастерством Башмета-солиста, в концерте было не так много. Помимо упомянутых «Отражений», где у альта всего несколько фраз, прозвучала первая часть Концерта для альта с оркестром Телемана. Но тремя следующими эпизодами, заявленными в программке, маэстро пожертвовал как раз ради демонстрации собрания Госколлекции.

Впрочем, кульминацией этой демонстрации стала не «теоретическая» часть, а «практическая» — «Воспоминание о Флоренции» Чайковского (в версии для струнного оркестра). На итальянских инструментах из Госколлекции эта музыка прозвучала особенно благородно и изысканно.

После такого апофеоза красоты решение обойтись без развернутых бисов, несмотря на восторженную реакцию публики, выглядело вполне логично. Но «Солисты Москвы», конечно, не могли уйти со сцены, не сыграв своему худруку Happy Birthday to You. И учитывая, как и на чем ее исполняли, это была, пожалуй, самая изысканная версия популярной песни.