Танкеры, горящие вблизи Керченского пролива, потушить не удастся. Единственное, что могут сделать в этой ситуации пожарные, — временно сбить пламя. Об этом «Известиям» заявили в Российском союзе спасателей. Чтобы избежать повторных взрывов, придется ждать полного выгорания груза, который перевозили корабли «Маэстро» и «Кандий». Перевалка топлива в открытом море — очень рискованная операция, отмечают эксперты. Но помешать этому процессу российская сторона не могла, поскольку суда находились в международных водах.
Перекачивать сжиженный газ в море во время качки недопустимо, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Суда должны подойти очень близко друг к другу, велик риск аварии. Если при перекачке жидкого газа произойдет обрыв шланга — достаточно одной искры, чтобы случился пожар. Что и произошло, — объяснил он «Известиям».
Инцидент случился вечером 21 января в 15 милях к югу от крымского мыса Такиль. Пожар произошел на двух танкерах — «Маэстро» и «Канди», следовавших с грузом сжиженного газа под флагами Танзании. В результате ЧП погибли 10 человек, 12 удалось спасти подошедшим судам, судьба еще 10 моряков остается неизвестной.
Скорее всего, команды танкеров не были достаточно хорошо подготовлены и нарушили инструкции по борьбе за живучесть судна, считает Валентин Селиванов.
— На гражданских судах экипажи маленькие, но там тоже есть правила борьбы за живучесть: каждый член команды должен знать, что делать в случае пожара или поступления воды. Тем более они перевозят опасный груз. А команда попрыгала в море без шлюпок, без ничего — поэтому столько моряков и погибло, — сказал собеседник «Известий».
На момент подписания номера танкеры в Черном море продолжали гореть. Рядом с ними находится спасательное судно со специальным оборудованием, которое пытается сбить пламя. Однако в этом случае следует дождаться, пока газ полностью выгорит, считает председатель высшего совета Российского союза спасателей, заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин.
— При тушении на море, безусловно, есть своя специфика, — сказал «Известиям» эксперт. — Но даже на земле хранилища газа тушить очень сложно: сбить пламя можно, только это мера временная, поскольку газ продолжит выходить и может снова воспламениться в любой момент. Поэтому, например, при прорыве газопроводов перекрывают участок трубы и дают газу выйти. Если на танкерах удастся изолировать отдельные резервуары — всё пройдет быстрее, если нет, то придется ждать, пока сгорит весь груз.
Под покровом ночи
Газовозы могли находиться на незаконной якорной стоянке и, возможно, занимались нелегальной перевалкой топлива, отметил в разговоре с «Известиями» главный редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов.
Партнер юридической компании «Нортия ГКС» Владимир Смолярж обратил внимание на то, что несмотря на явное нарушение правил перевалки нефтепродуктов, российские власти не могли применить никаких мер воздействия к судам, находящимся в нейтральных водах.
— В нейтральных водах судно находится под юрисдикцией государства своего флага, и прибрежные государства вправе лишь оказать помощь в спасении экипажа, — добавил юрист.
Инцидент в Черном море может иметь негативные последствия для судовладельцев и страны, под флагами которой работали суда.
— Оба судна работали с выключенными транспондерами, поэтому Международная морская организация (ИМО) должна лишить судовладельцев права на работу с этими судами, сами они — проданы с аукциона, а флаг Танзании понижен в рейтинге ИМО, — пояснил «Известиям» гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.
Сектор газа
Россия является крупным производителем и экспортером сжиженных углеводородных газов (СУГ), рассказал «Известиям» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, в прошлом году отечественные НПЗ и предприятия нефтехимии произвели более 16 млн тонн СУГ — это в первую очередь пропан, технический бутан и пропан-бутановая смесь.
Основными игроками на рынке выступают «Газпром», «Новатэк», СИБУР и нефтяные компании. Ключевыми импортерами являются Польша, Украина, Турция, Финляндия. Поставки осуществляются в основном по железной дороге и морским путем через порты Усть-Луга на Балтике, а также Тамань, Темрюк, Кавказ и Керчь на Черном море. Черноморским маршрутом поставки ведутся в Турцию, страны Южной Европы и Африки.
По данным независимого ценового агентства Argus, мировое производство СУГ составило в прошлом году 320 млн тонн. В агентстве уточнили, что в прошлом году Россией было поставлено на экспорт 6,72 млн тонн сжиженных углеводородных газов (примерно 5% от мирового производства), из которых морским путем отправлено 2,83 млн тонн, в том числе 192 тыс. тонн из Тамани и 174 тыс. тонн из Темрюка.
Основной же объем морских перевозок СУГ шел по Балтийскому морю. Источник «Известий» в одной из нефтегазовых компаний обратил внимание, что через российские черноморские порты поставляются в Европу и казахские СУГ. Он не исключил, что газ на судах, где вспыхнул пожар, имел казахское происхождение.
Справка «Известий»СУГ — специфический груз, поэтому транспортировкой по морю занимаются отдельные мелкие судовладельцы на танкерах LPG водоизмещением от 5 до 35 тыс. тонн. Основными производителями танкеров являются Япония, Китай и Корея.
По данным агентства InfraNews, вместимость всего флота танкеров, способных перевозить СУГ (около 2 тыс. судов), составляет порядка 35 млн кубометров. Это один из самых малых сегментов в отрасли морских перевозок. По мнению экспертов, в ближайшем будущем перевозчиков СУГ обгонят танкеры СПГ, каждый из которых рассчитан на транспортировку минимум 144 тыс. кубов.