Дискуссия «Управление научно-технологическим развитием России», развернувшаяся на Гайдаровском форуме, собрала рекордное количество слушателей. Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук подчеркнул в своем выступлении важность структурирования науки. А министр науки и высшего образования Михаил Котюков обратил внимание аудитории на то, что настоящий момент является уникальным для развития потенциала российских ученых.
В своем выступлении президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук говорил о главных тактических и стратегических приоритетах российской науки, важности структурирования всей отрасли, а также необходимости реформы для того, чтобы все институты и университеты находились «в одних руках».
— Наука стала сегодня главной производительной силой нового времени. Это абсолютный факт, — подчеркнул Михаил Ковальчук. — Наши приоритеты определены документом под названием «Стратегия научно-технологического развития» до 2035 года. Приоритеты, как мы знаем, бывают тактическими и стратегическими. Тактический приоритет — это то, без чего вы не можете жить сегодня, стратегический — то, без чего вы не сможете жить завтра. Стратегические приоритеты формулирует развитие жизни, государство и общество. А тактические приоритеты должно формировать бизнес-сообщество.
По словам Михаила Ковальчука, важнейшими приоритетами развития российской науки должно стать национальное «железо» (отечественная элементная база и софт. — «Известия»), а также развитие интернета, цифровизация энергетики. Кроме того, нужно очень хорошо представлять, в какой именно точке развития находится отечественная наука, как она должна быть структурирована, по каким показателям оцениваться.
— Наука сама по себе очень неоднородна. Она состоит из разных по смыслу и назначению, типу финансирования и оценки частей. Наша модель организации науки так или иначе — не англосаксонская, а немецкая. Если посмотреть на структуру немецкой науки, то в ней фундаментальная часть очень небольшая. И понятно, что она не может оцениваться по инновациям. Ее можно сравнить с бульоном, в котором варится завтрашний день, — пояснил Михаил Ковальчук.
Что же касается прикладной науки — ее с точки зрения Михаила Ковальчука оценивать очень просто. Главное — востребован прикладной институт рынком или нет? 30–50% может давать государство, остальное — бюджет компаний. Если институт компаниям не нужен, значит, не нужен совсем.
Третья часть науки относится к стратегическим интересам государства. Это научные учреждения, которые должны обеспечивать национальную безопасность и технологическую независимость.
— Мы должны четко структурировать свою науку, — считает Михаил Ковальчук. — И я рад, что сегодня ее реформа практически завершена, все институты и университеты находятся «в одних руках».
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков также сказал о завершении формирования единой системы управления научными исследованиями, а также о том, что ученые России получили уникальные возможности развития.
— Момент действительно уникальный. Во-первых, приоритеты развития определены на самом высшем уровне. Мы понимаем, вокруг чего мы должны концентрировать наши усилия и ресурсы. Во-вторых — ресурсы тоже определены. Мы имеем планирование на шесть лет вперед. В-третьих — в значительной мере завершена инвентаризация нашего научного задела и инфраструктуры. Мы понимаем, чем располагаем, — подытожил Михаил Котюков.
В конце своего выступления на Гайдаровском форуме Михаил Котюков обратил внимание на то, что перед отечественной наукой сейчас стоят глобальные задачи. Нужно в два раза увеличить количество статей и патентов. А самая трудновыполнимая задача — в ближайшие шесть лет подготовить 30 тыс. молодых ученых.
Особую сложность этой задачи в беседе с «Известиями» подчеркнул и президент РАН Александр Сергеев.
— Нам всем вместе нужно позаботиться о том, чтобы престиж ученой и инженерной профессии в стране рос. Понимание этого вроде приходит. Но это не только задача профильного министерства и РАН. Это общегосударственная задача, — отметил Александр Сергеев.
Президент РАН уверен, что для привлечения молодых ребят в науку нужно идти не только в университеты, но и в школы. Кроме того, для популяризации науки должны быть мобилизованы лучшие силы средств массовой информации.