Поучить по лицу: работать в школе становится всё опаснее

Как справиться с растущей агрессией подростков в образовательных учреждениях
Иван Петров
Фото: Getty Images/SolStock

Вопиющий случай проявления агрессии тинейджерами по отношению к педагогу привлек внимание общественности к Самарской области в конце прошлой недели. В центре скандала оказалась группа учеников старших классов и преподаватель физкультуры 27-й школы Сызрани. По основной версии, педагог пыталась пресечь групповое избиение подростка, встав между парнем и его обидчиками. За это девушка получила удар в лицо, а когда потеряла сознание — на нее набросились толпой и стали пинать ногами. Впрочем, рассматривается и версия о случайном нокауте педагога. В причинах дикого поведения молодых людей в стенах альма-матер разбирались эксперты «Известий».

Кто кого

Всё случилось еще 10 января, но известно о ЧП стало трое суток спустя после новости местного телеканала «КТВ-Луч» со ссылкой на собственный источник. Один из старшеклассников сорвал урок физкультуры, затеяв драку с другим учеником. Причем нарушитель спокойствия был из другого класса и позволил себе ворваться в зал на глазах учительницы. Сцена драки переместилась из зала в коридор, где жертву избивали уже несколько человек. В ситуацию вмешалась преподаватель Оксана Л.

«Учительница встала перед нападавшими и вытянула руки, закрывая собой пострадавшего ученика. В этот момент один из хулиганов — ученик 8-го класса — нанес учительнице удар», — сообщили телеканалу свидетели событий.

Школа № 27, Сызрань
Фото: ktv-ray.ru

От удара девушка упала, в этот момент к агрессору подключились еще несколько школьников и начали пинать педагога ногами. Также пострадал и ученик, которого она защищала. Позже оба были направлены в травматологическое отделение Центральной горбольницы, где у них были зафиксировали закрытые черепно-мозговые травмы и ушибы.

Также издание уточняет, что пострадавший подросток — звезда местной сборной по хоккею на траве. Его соперник также спортсмен — занимается единоборствами.

В региональном минобразования и науки уже дали оценку действиям педагога. «Учитель выполнял свой профессиональный долг», — резюмировали в ведомстве, уточнив, что ситуация находится на контроле. В областном ГУ МВД также обещают разобраться в нападении на преподавателя физкультуры: «В настоящее время с молодыми людьми, их родителями и свидетелями случившегося работают инспекторы по делам несовершеннолетних, которые выясняют все подробности произошедшего».

Шальной удар?

Появилась и версия о том, что удар в лицо педагог получила случайно. Об этом сообщил губернатор региона Дмитрий Азаров в своем Twitter.

«Лично переговорил по телефону с педагогом школы Сызрани. Разнимая драку двух школьников, учитель получила, по ее словам, случайный удар в лицо. В телефонном разговоре педагог сообщила,что чувствует себя нормально, необходимая медпомощь оказывается. Пожелал скорейшего выздоровления», — говорится в твите.

Губернатор заверил, что ситуация у него на контроле «до полного выяснения всех обстоятельств и наказания виновного».

В телефонном разговоре педагог сообщила, что чувствует себя нормально, необходимая медпомощь оказывается
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

В пользу этой версии высказались позже и в полиции.

«Ранее в СМИ появлялась информация, что сотрудницу школы избили несколько учеников, однако это неправда. Сейчас проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение», — сообщили в ГУ МВД по Самарской области «Комсомольской правде».

Издание сообщает и еще одну деталь со ссылкой на источник в школе. Якобы роковой удар учительнице нанес тот самый подросток, которого девушка защищала, — желая ударить оппонента, он зацепил педагога. И тем не менее версия о шальном хуке юного спортсмена вызывает сомнения из-за того, что появилась слишком поздно. К тому же у преподавателя, как ранее сообщалось, были и другие травмы помимо головной. Официальные лица в школе отказались комментировать ситуацию изданию. Что косвенно говорит о том, что школа не желает выносить сор из избы.

В голове подростка

Так или иначе, подобный акт агрессии по отношению к преподавателю рядовым не назовешь, поэтому случай и привлек внимание общественности к сызранской школе.

В то же время психология хорошо изучила механизмы, которые заставляют подростков совершать аналогичные противоправные действия. Правда, модель такого поведения больше характерна для воспитанников колоний для несовершеннолетних правонарушителей, нежели для представителей спортивной молодежной элиты.

У подростков психика еще развивается, причем разница в развитии между сверстниками может быть огромной
Фото: Getty Images/P_Wei

«Для многих подростков наибольшую значимость имеют взаимоотношения в группе их сверстников, членами которой они являются или хотят стать. Они воспринимают себя через ценности этой группы, ассоциируют себя с ней, не раздумывая, действуют так, как ее большинство и авторитеты. Если в такой группе грубая сила и превосходство — это ценность, а агрессивное поведение — это норма, мы получаем подобные факты», — рассказал «Известиям» о типичных причинах девиантного поведения криминальный психолог Виктор Лютых. У подростков психика еще развивается, причем разница в развитии между сверстниками может быть огромной.

«Многие из них еще действительно не понимают и не думают, что делают, не умеют себя контролировать, обладают очень скудным социальным опытом и набором коммуникативных навыков. Они часто категоричны, видят только «черное» или «белое». Активно впитывают и примеряют нормы успешного, на их взгляд, поведения, которое наблюдают вокруг себя. Поэтому даже вполне уместное замечание или требование учителя может быть воспринято неадекватно и повлечь агрессивное поведение», — объясняет Лютых.

За гранью дозволенного

Часто бывает, что взрослые заигрываются с детьми. Желая стать для них ближе, добиться расположения, они закрывают глаза на какие-то отклонения в детском и особенно подростковом поведении, что становится благодатной почвой для более серьезных нарушений правил поведения.

«Границы общения детей и взрослых, в данном случае подростков, определяются тремя факторами: во-первых, рамками той системы, в данном случае школы, в которой это общение идет. Если в школе игнорируются факты грубости и недопустимого отношения учащихся друг к другу и не существует системы жесткого контроля и активной обратной связи через родителей. Во-вторых, степенью участия родителей в жизни школы и степенью действительной информированности о содержательных процессах в образовательном учреждении. В-третьих, фактором сложившейся системы взаимодействия между учащимися и педагогами. Тот самый пресловутый авторитет педагога, который или есть, или нет и прямо зависит от собственной позиции педагога и его умений держать ситуацию под контролем», — объяснила «Известиям» Татьяна Волосовец, директор учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства».

Авторитет педагога напрямую зависит от собственной позиции педагога и его умений держать ситуацию под контролем
Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

По ее мнению, ощущение «границ дозволенного» теряется в двух случаях. В первую очередь, когда подросток не в состоянии контролировать свои эмоции и попросту не воспитан должным образом.

«И именно такая ситуация, по-видимому, сложилась в приводимом случае, наложившись на чистую реакцию группирования», — считает профессор Волосовец.

Второй фактор размытия границ запрета — дозволенность такого отношения к педагогам в рамках конкретной школы, считает эксперт.

Как победить агрессию

«Никакого оправдания подобной жестокости быть не может и не должно. Мы, к сожалению, привыкли к чрезмерному оправдыванию вещей, очевидно неприемлемых и недопустимых. Дело не в статусе педагога и не в ситуации общения «взрослые–дети», речь идет в целом о необходимости создания системы коррекции агрессивного поведения детей и подростков, в которую были бы включены все субъекты образовательного процесса (дети, родители, педагоги, администрация школы). Наш институт в настоящий момент как раз выполняет данное исследование», — пояснила «Известиям» Татьяна Волосовец.

В подтверждение актуальности сказанного экспертом можно вспомнить череду зверских преступлений, совершенных школьниками в прошлом году. В первую очередь речь идет о массовых расстрелах и нападениях учеников на своих сверстников и педагогов. И хотя официальная статистика не отражает общего роста несовершеннолетней насильственной преступности внутри школы, совершенные под копирку злодеяния говорят о системных ошибках в педагогических подходах к работе с подростками.

Дело не в статусе педагога и не в ситуации общения «взрослые–дети», речь идет в целом о необходимости создания системы коррекции агрессивного поведения детей и подростков
Фото: Getty Images/Constantinis

Между тем историю в сызранской школе необходимо рассматривать не только в контексте агрессии учеников по отношению к учителям, а в контексте системных противоречий двух сторон, считает представитель гуманистического направления в педагогике директор Института неформального образования INO Вадим (Дима) Зицер.

«К моему огромному сожалению, речь идет о противостоянии детей и взрослых. Дети, как и взрослые люди, теряют границы дозволенного — во-первых, когда видят определенное негативное отношение к ним. Во-вторых, когда они не считывают человеческие нормы поведения. Когда окружающие учат детей каким-то странным нормам поведения, а дети воплощают это в жизнь. Когда они испытывают очень сильное давление, если не сказать унижение. Разумеется, ситуация в Сызрани — не что иное, как преступление, тут нечего обсуждать. Но если мы хотим обсуждать не локальный случай, а общую ситуацию, тогда нам придется разговаривать на очень неприятные темы, а именно — как мы докатились до жизни такой?» — высказал «Известиям» свое мнение доктор педагогических наук Зицер.