«Бесконечная шутка», Паланик и постмодернизм: главное чтение января

Две антиутопии, история запахов, трактат о постмодернизме и биография группы Metallicа
Николай Корнацкий
Фото: Depositphotos

Январские праздники — лучшее время наверстать упущенное. «Известия» выбрали самые интересные книжные новинки, чтобы скоротать несколько зимних вечеров.

«Ссудный день»

Чак Паланик

Фото: АСТ

После слегка затянувшегося увлечения графическим романом автор «Бойцовского клуба» вернулся к самому себе — отдохнувшим и полным фирменной мизантропии. Действие происходит в Америке недалекого будущего, где стали явью все ключевые фобии, мании и страхи момента — от ксенофобии до антифеминизма. Снять это чудовищное напряжение может только Ссудный день — вспышка организованного насилия, которая позволит переизобрести страну заново. И хотя подобный сюжетный ход давно не нов — схожую тему, например, уже лет десять как обхаживает популярная хоррор-франшиза с почти идентичным названием — но попадание в нерв времени очень точное.

«Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма»

Фредрик Джеймисон

Фото: издательство Института Гайдара

Еще одна восстановление справедливости — наконец, на русском языке выходит одна из самых влиятельных философских книг конца века. И несмотря на почти 30-летнюю задержку, возможно именно сейчас, когда само понятие постмодернизма окончательно истерлось из-за частого и бесконтрольного использования, читать ее самое время. Фредрик Джеймисон — марксист, и потому культура для него есть производное от экономики, однако в отличие от своих вульгарных предшественников он не клеймит и не ищет прямых причин и следствий, а пытается на примере книг, фильмов или архитектуры ухватить и описать зверя, который ускользает и принципиально не поддается описанию.

«Миазмы, симптомы, улики: запахи между медициной и моралью в русской культуре второй половины XIX века»

Мария Пироговская

Фото: издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге

И в продолжение разговора об ускользающих материях. Историки обречены заниматься тем, чего больше не существует — события остались далеко позади, участников нет в живых, а источники отрывочны и всегда ненадежны. Но антрополог Мария Пироговская посвятила книгу и вовсе вещам эфемерным. Эта строго научная монография рассказывает, как во второй половине XIX века воспринимались и осмыслялись запахи — в диапазоне от миазмов до утонченных ароматов — в контексте урбанизации и требований гигиены, моды и литературы. Среди сквозных сюжетов — изгнание сильных запахов из сферы приемлемого: как врачи-гигиенисты пытались уберечь женщин, пачули стало признаком дурного вкуса, а декадентская мода на розовое благоухание — пощечиной общественному вкусу.

«Бесконечная шутка»

Дэвид Фостер Уоллес

Фото: АСТ

Еще одна версия прекрасного далека США — более веселая, хотя и не менее пессимистичная. Где-то в будущем десятки людей — пациенты клиники, студенты теннисной академии, правительственные агенты и даже террористы — все сбились с ног в поисках полумифического фильма «Бесконечная шутка», который настолько прекрасен, что его невозможно перестать смотреть. Это кажется невозможным вплоть до момента, пока книга не окажется у вас в руках — 1000-страничный шедевр Дэвида Фостера Уоллеса, который невозможно перевести, действительно теперь доступен на русском. У книги очень много вводных — безумный сюжет и сторителлинг, сотни сносок (причем у некоторых есть свои сноски) и далее по списку. Однако важнее то, что читается это концентрированное безумие на одном дыхании.

«Владимир Набоков. «Дар». Комментарий к роману»

Александр Долинин

Фото: «Новое издательство»

Безусловно, Набоков самодостаточен и прекрасен сам по себе, его можно читать и не зная ничего о месте и времени, но, как и любой портрет, он выигрывает в интерьере. Историк Александр Долинин потратил десятки лет, чтобы подобрать ключи и реконструировать творческую историю «Дара» — возможно, лучшего романа из тех, что были написаны автором на русском языке. В итоге этот титанический труд, который по толщине обогнал сам объект комментария, оказывается интересен не одним только филологам. Благодаря расширенному контексту известный текст начинает играть совершенно иными гранями — Набоков превращается в полноправного участника ожесточенных литературных дискуссий, актуального мыслителя и полемиста с оригинальным чувством юмора.

«...Justice for All. Вся правда о группе Metallica»

Джоэл Макайвер

Фото: Амфора

Metallica — из тех немногих тяжелых групп, которая не только произвела революцию в жанре (а то и не одну), но и смогла вырваться из металлического гетто к широкой популярности — хотя бы некоторые песни классиков американского трэша слышал, наверное, каждый. Книга Джоэла Макайвера давно стала настольной для поклонников и постоянно переиздается. Новое издание исправлено, дополнено и доведено до последнего времени. От прочих книг подобного жанра его отличает профессиональный и взвешенный подход — взгляд немного влюбленный и в то же время критичный (о всех конфликтах высказывается каждая из сторон). Поэтому читать ее можно не только фанатам, но и вполне широкой аудитории — не ради частных подробностей, а как нетривиальную историю успеха.