«Виноват», «шокирован», «это не я», «меня заставили» — примерно так отреагировали граждане Латвии, фамилии которых оказались в списке агентов КГБ. Публикацию архива всесильной советской спецслужбы приурочили к Дню чекиста. Власти выложили в интернет более 10 тыс. карточек сотрудников, среди них обнаружили данные общественных и научных деятелей, политиков, художников, писателей, журналистов, спортсменов и священнослужителей. «Известия» разбирались в том, почему документы обнародовали именно сейчас.
С регистрацией, без SMS
Власти Латвии опубликовали данные сотрудников Комитета госбезопасности СССР на сайте Национального архива. Среди размещенных материалов — картотека агентов, работавших на спецслужбу в 1980-х годах, а также телефонная книга сотрудников КГБ, нормативные документы, отчеты заседаний и инструкции. В картотеке приводятся имена потенциальных кандидатов для вербовки, а также информация о гражданах, намеревавшихся выехать за границу. Всего обнародовано более 10 тыс. карточек.
Размещена также информация о «внештатных оперативных работниках КГБ», которые на общественных началах помогали чекистам «в контрразведывательной деятельности на транспортных, промышленных объектах, а также отдельных заведениях Минобороны». Им не давали позывных, а создавали аббревиатуру из первых букв имени, фамилии и отчества.
Документы опубликованы в оригинальном порядке, большая часть из них написана на русском языке от руки. Поиск по материалам пока не предусмотрен, он появится в конце марта. Планируется, что 1 мая 2019 года опубликуют еще одну часть документов КГБ.
Ознакомиться с материалами может каждый, но для этого необходимо пройти регистрацию: указать имя, фамилию, адрес электронной почты, персональный код и цель использования документов. Пока достоверность данных, указанных при регистрации, не проверяется, поэтому написать можно что угодно. В следующем году такой возможности уже не будет, объяснила директор Национального архива Мара Спруджа. «Да, это можно сделать, но в тот момент, когда вы захотите зайти на этот сайт в следующем году, когда будут опубликованы и другие документы, вы больше не сможете это сделать под выдуманным именем», — сказала она.
Шпионский «каминг-аут»
Материалы, которые в Латвии называют «мешки КГБ», вызвали большой ажиотаж. За первые два дня после публикации на сайте зарегистрировались 22 тыс. пользователей. Многие жители страны принялись искать в картотеке своих знакомых. «Начала со своих родственников — не нашла. Друзей — нет. Потом знакомых — нет. Кого же я там нашла? Одного своего бывшего начальника — это я и предполагала. И почти уверена, что деятельность его для этих органов была весьма плодотворна, это я даже на себе прочувствовала», — рассуждает программист из Риги Галина Слама.
В обнародованной картотеке находится около 200 имен общественных и научных деятелей, политиков, художников, писателей, журналистов, спортсменов и священнослужителей. Работники Национального архива подчеркивают, что карточка агента сама по себе не свидетельствует о том, что человек работал на спецслужбу. «У этих документов только информационный характер. Они не доказывают факта сотрудничества. Его можно доказать только решением суда», — объясняет Спруджа, добавляя, что в 95% случаев суд не признает факт сотрудничества человека с КГБ. Да и сам характер документов таков, что глобальные выводы делать сложно. По сути, речь идет лишь о том, что с некоторыми людьми чекисты проводили беседы. Ни рапортов, ни расписок в материалах нет.
В соцсетях, впрочем, сразу стали появляться «разоблачения» с едкими комментариями. В архиве упоминается, например, бывший мэр русскоязычного Даугавпилса Рихардс Эйгимс. Сам он взаимоотношения с КГБ отрицает. По его словам, карточка всплыла еще до выборов 2005 года. «Есть решение суда 2005 года, где четко и ясно написано: Эйгимс никогда не был агентом КГБ и не состоял в связи с органами», — заявил бывший градоначальник. Он пояснил, что в советское время был курсантом, карточки заполняли на всех, но никаких его подписей нигде нет.
Бывший член правления Русского союза Латвии (РСЛ) Илья Козырев на своей странице в Facebook заявил, что карточка КГБ на его имя — настоящая. «В действительности агентом я не был. История эта очень интересная. Там есть интриги, погони, дуэль умов и даже одна перестрелка», — отметил он, сопроводив пост фотографией Джеймса Бонда.
Писатель-фантаст, поэт и член Союза писателей Латвии Николай Гуданец в сотрудничестве с КГБ признался. По его словам, осенью 1981 года его стали приглашать на беседы с офицером, который расспрашивал о сослуживцах и собратьях по перу. Гуданец отвечал на вопросы, но старался никого не выдать. Он дал подписку и раз в полгода приходил на эти беседы. «Был дураком, не понимал, что с дьяволом нельзя играть в его игры», — рассказал литератор.
Ты агент! Нет, ты!
В архиве обнаружились данные и на известных борцов за независимость Латвии. Так, в «мешках КГБ» нашли сразу трех заметных деятелей «Народного фронта» (движение за выход из состава СССР). Это ведущие популярной в конце 1980-х годов программы Labvakar Янис Шипкевицс (псевдоним Петерис), Эдвинс Инкенс (Угис) и Ояр Рубенис (Валтс). В картотеке есть и имя бывшего премьер-министра Латвии Ивара Годманиса.
Еще одна неожиданная карточка — на имя историка, бывшего советника президента Латвии Антония Зунды (псевдоним Зал). В его работах много говорится о «советской оккупации» Латвии, он долго консультировал комиссию по подсчету «ущерба», нанесенного республике в период с 1940 по 1990 год. В 2013 году профессор призвал провести «второй Нюрнбергский процесс» — международный трибунал над Советским Союзом и коммунистической идеологией. Знаменитым он стал после публикации книги «История Латвии. XX век». В ней Саласпилсский концлагерь, в котором из детей выкачивали кровь, а взрослые доходили до людоедства, Зунда назвал воспитательно-трудовым учреждением.
В опубликованных документах оказалось немало деятелей культуры — например, певец Гунтис Скрастиньш, актер Янис Яранс, латгальский поэт Антон Кукойс, уже покойный актер Гарри Спановский, член рок-группы Līvi Айварс Бризе, баскетболист, капитан сборной СССР Валдис Валтерс и многие другие.
Политиков же в архиве все-таки меньше. По мнению ряда комментаторов, руководители страны подчистили картотеку перед публикацией. Такие сообщения ранее действительно были. Заместитель председателя комиссии по изучению деятельности КГБ в Латвии Кристине Яриновска жаловалась, что документов становится всё меньше, так как «они имеют свойство пропадать». Бывшие депутаты сейма Айварс и Илга Крейтусы свидетельствовали, что в 1992 году карточку доносчика можно было выкупить за $1,5 тыс.
Почему же картотеку решили опубликовать именно сейчас, ведь дискуссия об открытии архива велась уже много лет? Президент ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич говорит «Известиям», что на политическую жизнь Латвии всё меньше влияния оказывают разговоры об ужасах советского прошлого. «На выборах эти истории уже не действуют. Люди видят, что тарифы становятся выше, цены растут. Молодежи про советское прошлое слушать совсем скучно. Националисты вынуждены организовывать всё новые страшилки, давать обществу новые импульсы. Вероятно, разговоры о сотрудничестве с органами тех или иных известных людей ближайшие месяцы будут будоражить общественность», — говорит политолог.