В Москве формируют комплексы беспилотников для борьбы со злоумышленниками, которые используют дроны и коптеры. Руководитель департамента региональной безопасности и противодействия коррупции столицы Владимир Черников пояснил «Известиям», что первые аппараты уже поступили в распоряжение полиции, а к весне будут сформированы полноценные комплексы. Эксперты отмечают: чтобы успешно справляться с криминальными беспилотниками, нужно также создать инфраструктуру для их обнаружения: датчики, камеры и нейросети.
Согласно техзаданию на поставку беспилотных авиасистем, полицейские дроны будут применяться для высотного наблюдения, патрулирования местности и осмотра мест происшествий. Кроме того, на них установят специальное оборудование. С его помощью можно будет нейтрализовать беспилотник, который ведет нелегальную съемку или доставляет запрещенный груз.
— Пока нет всплеска преступлений, совершенных с использованием беспилотников. Но мы видим, как технологии развиваются, — сказал Владимир Черников. — Совершенно очевидно, что эти аппараты должны использоваться только с разрешения — особенно в центре города или в местах массового скопления людей. Мы предвосхищаем ситуацию, работаем на опережение и понимаем, что у полиции должны быть такие технические средства.
Глава департамента региональной безопасности Москвы добавил, что несколько аппаратов уже поступили в распоряжение полиции, полноценные комплексы будут собраны в следующем году. Они будут базироваться в двух автомобилях, рассчитанных на передвижение по плохим дорогам. Поэтому, при необходимости, операторы смогут выехать в любую точку города или области. В состав каждого комплекта будут входить несколько мультикоптеров весом от 800 г до 16 кг, а также беспилотники самолетного типа: малого и среднего классов. Устройство для подавления радиосигнала сможет воздействовать на дрон нарушителя с расстояния до 600 м при прямой видимости.
Вне зоны действия сети
Этого достаточно для нейтрализации любого беспилотника, которым управляют дистанционно или который использует GPS для определения своего местоположения, считает разработчик дронов и роботизированных систем, генеральный директор компании M-Industries Михаил Липатов.
— Подавление радиосигнала даст возможность принудительно посадить дрон. В зависимости от заложенной программы, потеряв сигнал, он может либо сразу же приземлиться либо попробовать вернуться в точку отправления. Сложнее с автономными дронами — для навигации они используют не GPS, а технологию машинного зрения, поэтому могут продолжать полет, — отметил он.
Злоумышленники в разных странах уже сейчас используют мультикоптеры и другие виды беспилотных летательных аппаратов. Например, 19 декабря лондонский аэропорт Гатвик приостановил работу из-за двух неизвестных дронов, курсировавших над его территорией. Все вылеты были отложены, а входящие рейсы перенаправлены в другие воздушные гавани. По сообщению некоторых СМИ, местная полиция допускает, что беспилотников в режимной зоне могло и не быть, тем не менее полностью аэропорт восстановил работу только 21 декабря.
Беспилотный полк
Правоохранительные органы других стран уже активно осваивают беспилотную авиацию. Так, департамент полиции Нью-Йорка заявил недавно о приобретении 14 коптеров. Особенно подчеркивается, что они не оснащены никаким оружием и предназначены исключительно для поисковых работ и спасательных операций, сообщают СМИ. Президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров считает, что в России тоже назрела необходимость создания подобных подразделений.
— Сегодня беспилотники в полной мере используются в противоправных целях. Некоторые журналисты проникают в личную жизнь людей — снимают их дачи и т.д. Большой простор для промышленного шпионажа – можно снимать закрытые объекты и мероприятия, — предположил он. — Кроме того, можно доставлять запрещенные грузы — например, наркотические вещества. Не исключаю, что дроны могут использовать и для нападения — сбрасывания взрывчатки, чтобы провести теракт.
Эксперт отметил, что на некоторых режимных объектах есть специально подготовленные стрелки, которые могут сбить коптер-нарушитель. Но по мнению Сергея Гончарова, необходимо развитие технической базы правоохранительных структур, чтобы полицейские могли бороться с беспилотниками другими методами.
Найти дрон
Однако, прежде чем обезвреживать беспилотник, его нужно найти. А для этого потребуется развитая инфраструктура обнаружения. Сейчас в Москве тестируют систему, датчики которой установлены на Останкинской телебашне, они распознают запуск коптеров по радиосигналу, рассказал разработчик дронов и роботизированных систем Михаил Липатов.
— Но есть другое решение — применить технологии машинного зрения. Должна быть создана 3D-карта города на основе отсканированного пространства и сервер, который будет обрабатывать информацию. И должна создаваться модель реального времени — тогда нейронная сеть сможет к ней подключиться и вычислять угрозы. Можно использовать и городские камеры — но они должны быть цифровыми, — отметил эксперт. — Это довольно затратно, зато тогда мы сможем совершенно четко регистрировать несанкционированный взлет в любой точке города.
Михаил Липатов добавил, что пока существующие в столице системы находятся в тестовом режиме. Небо над Москвой внутри МКАД закрыто для полетов — в том числе и беспилотной авиации, даже если речь идет о «бытовых» коптерах. Исключение делается для экстренных служб. За пределами кольцевой автодороги запускать дроны можно, но только с разрешения департамента региональной безопасности Москвы. Нарушителям грозит штраф — для граждан он составит 3-5 тыс. рублей, для должностных лиц — 30–50 тыс. рублей, для организаций — 300–500 тыс. рублей. Деятельность компании также может быть приостановлена на 90 дней.