На экраны России 20 декабря выходит «Воспитательница» — американская драма о сотруднице детского сада, пытающейся доказать миру, что у ее пятилетнего подопечного поэтический дар шекспировского масштаба. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил еще 10 фильмов об учителях и наставниках, которые время от времени просто необходимо пересматривать.
«Усатый нянь» (1977)
режиссер Владимир Грамматиков
Сценарий для дебютного фильма Грамматикова писал знаменитый тандем драматургов Вейцлер-Мишарин, оттого и история получилась отличная. Из штампованного сюжета о юноше, не обдумывающем житье (был в жизни каждого советского человека такой странный год, «от школы до армии»), которого общественность спасает от тюрьмы, устроив на работу, Грамматиков сделал образцовый фильм воспитания. При этом воспитывают в основном самого Кешу Четвергова — и не только няня Арина Родионовна, но группа детского сада, куда героя заносит жизнь в качестве ночного воспитателя.
«Частные уроки» (1981)
режиссер Алан Майерсон
На фильм этот в видеосалоны выстраивались очереди не хуже, чем на какого-нибудь «Калигулу», — всё, что могло с тем или иным основанием быть отмаркировано как «эротика», приносило в конце 1980-х баснословные доходы нелегальным прокатчикам. Сама история глуповатая и, в общем, скорее проходит по разряду детектива: горничная-француженка преподает сыну своего хозяина несколько уроков известного свойства, имея конечной целью шантаж. Но у фильма есть любопытный чисто кинематографический контекст: это последняя попытка Сильвии Кристель добиться в кино хоть чего-нибудь. Дальше пойдут уже бесконечные и бессмысленные сиквелы «Эммануэль».
«Ключ без права передачи» (1976)
режиссер Динара Асанова
Динара Асанова прославилась уже первым своим фильмом «Не болит голова у дятла» (многие до сих пор считают его лучшим в ее фильмографии), но официальное признание — в виде премии Ленинского комсомола — принесла вторая лента. Обычно, разговаривая о ней, делают акцент на работе Елены Прокловой в главной роли классной руководительницы Марины Максимовны, слишком талантливой и яркой для обычной советской школы. Но куда интереснее и глубже образ директора школы в исполнении Алексея Петренко — отставника-солдафона, назначенного на свою должность по разнарядке, но буквально на глазах у зрителя нащупывающего свой неожиданный и неброский педагогический дар.
«До свидания, мистер Чипс» (1969)
режиссер Херберт Росс
Питер О’Тул во второй раз после «Лоуренса Аравийского» играет историю жизни незаурядного человека, осознавшего свою незаурядность в силу, казалось бы, случайных обстоятельств. Его герой, Артур Чиппинг, скучный и нелюбимый своими учениками латинист, совершенно преображается, встретив однажды кабаретную певичку. Влюбившись (и женившись, разумеется), он становится учителем от Бога — и первым претендентом на пост директора школы, который не может получить в силу... социального происхождения своей жены. Виртуозная (как всегда) игра О’Тула, обаятельнейшая Петула Кларк (не самая великая актриса, но одна из главных певиц 1960-х) и действительно мощный драматический материал принесли актеру номинацию на «Оскар».
«Республика ШКИД» (1966)
режиссер Геннадий Полока
Громадная популярность этого фильма обычно затеняет как его чисто кинематографические достоинства (а ведь кроме Юрского и Луспекаева здесь есть абсолютно грандиозная актерская работа Анатолия Столбова в роли Палвана), так и историю взаимоотношений с первоисточником. Известно, что Л. Пантелеев, соавтор одноименной книги, не принял экранизацию до такой степени, что писал разгромные рецензии в газеты (случай беспрецедентный). Действительно, реальная школа имени Достоевского вовсе не выглядела как разбойничий притон, а была хоть и необычной, но всё же типовой советской школой для трудных подростков того времени. Но Полока в первый — но далеко не в последний — раз продемонстрировал свое главное режиссерское качество — непреодолимое упрямство в достижении своих персональных эстетических идеалов.
«Опус мистера Холланда» (1995)
режиссер Стивен Херек
Бенефис Ричарда Дрейфуса в роли композитора, ставшего в силу жизненных обстоятельств учителем музыки и нашедшего в этом ремесле себя. Звучит скучновато? А вы посмотрите (или пересмотрите). Дрейфус в молодости подавал очень большие надежды, потом затерялся во второразрядном кино, но здесь достигает высот практически космических в роли человека, которому казалось, что осень жизни наступила еще в молодости.
«Полицейский из детского сада» (1990)
режиссер Айван Райтман
Первая попытка Арнольда Шварценеггера вырваться из круговорота одинаковых персонажей оказалась едва ли не самой лучшей его киноролью. Дурацкая история про детектива под прикрытием воспитателя обернулась водопадом отличных шуток, гэгов и россыпью маленьких актерских удач (в первую очередь Кэрролл Бейкер и Линды Хант). Шварц убедился, что может справиться с любым материалом, а продюсеры — что хорошо заработать можно, не только заставляя актера палить из ручного пулемета (при мизерном бюджете в $15 млн фильм собрал 201 млн).
«Пацаны» (1983)
режиссер Динара Асанова
Высшая точка творческого союза Асановой и Валерия Приемыхова (который, впрочем, вопреки почему-то сложившемуся шаблону восприятия сценарий этого фильма не писал). Доведенная до крайности асановская резкость подачи, непрофессиональные актеры, жесткие коллизии — и Приемыхов в роли начальника летнего лагеря, приводящего в чувство великовозрастных хулиганов с помощью методов, которые даже сейчас могут быть названы «непедагогичными». Финальный пробег до станции будет до скончания времен собирать в YouTube миллионы просмотров — настолько органично и искренне он (как и весь фильм) сделан.
«Доживем до понедельника» (1968)
режиссер Станислав Ростоцкий
Фильм этот обычно рассматривают в контексте чисто моральном, отмечая конфликт главного героя, наставника от Бога, с окружающей его педагогической рутиной. Всё это так, но куда важнее здесь другой конфликт. Это не противостояние человеческого и казенного, нового и старого (героиня Нины Меньшиковой вполне бы могла сказать про себя «не мы такие — жизнь такая), это противостояние людей свободных (Илья Станиславович, Наташа, Генка, Рита, Костя) — с людьми несвободными. Более того — не желающими никакого освобождения. Самое печальное, что будущее оказалось в итоге за вторыми, но тут уж никакой Ростоцкий не виноват.
«Общество мертвых поэтов» (1989)
режиссер Питер Уир
Уир — самый, вероятно, недооцененный режиссер из ныне живущих, выдающийся мастер «развлечений со смыслом», мастерски препарирующий самые разные жанры — от мистики («Пикник у Висячей скалы») до морского киноромана («Хозяин морей»). «Общество мертвых поэтов» на первый взгляд — типичный «школьный фильм» о престижном учебном заведении и необычном, ярком преподавателе. Но Уир снимает фильм о свободе, о том, как непросто бывает ее достичь и как трудно порой защищать. Как и почти всегда, режиссер нашел идеального исполнителя своего замысла — для Робина Уильямса роль учителя литературы Джона Китинга навсегда останется, пожалуй, главной в карьере.