Тестирование нового российского беспилотного автобуса начнется весной 2019 года в одном из парков Рязани. Об этом «Известиям» рассказали разработчики техники, информацию подтвердил советник губернатора Рязанской области. Машина будет оснащаться электрическим двигателем и сможет перевозить пассажиров со скоростью до 25 км/ч. В случае успеха испытаний, автобус имеет все шансы выйти на рынок, став первым отечественным беспилотником в своем сегменте. Однако в Российской ассоциации парков не хотят спешить с внедрением такого транспорта в зонах, где движение пешеходов никак не регулируется. До тех пор, пока не будет доказана безопасность использования новой техники, ее движение должно полностью контролироваться операторами, считают эксперты.
Полный рабочий день
Транспортная платформа «КаргоБот», на базе которой планируется запустить беспилотные системы для перевозки пассажиров и грузов, является одной из перспективных российских разработок. В пассажирском варианте беспилотник оснастят открытым салоном, рассчитанным на перевозку четырех человек по территориям закрытых парковых зон в теплое время года.
— Как и обычный рейсовый автобус, он предназначен для движения по определенному маршруту, который он запоминает, проехав по нему 2–3 раза под управлением диспетчера, — рассказал генеральный директор компании «Аврора Роботикс» Виталий Савельев.
При этом посадка и высадка из беспилотника может осуществляться как на заранее определенных остановках, так и по требованию пассажиров — через специальные стоп-кнопки, расположенные в салоне.
Автобус оснастят электрическим двигателем мощностью пять киловатт, который, с одной стороны, не будет потреблять много энергии, а с другой — позволит развивать скорость до 25 км/ч, что вполне достаточно для передвижения по парковым зонам. При этом запас хода составит 80 км, а максимальное время работы без подзарядки — до восьми часов.
Искусство управлять
Любопытной частью автобуса является система управления, которая позволяет ему передвигаться в хаотичном трафике, создаваемым пешеходами и велосипедистами.
— Замечать других участников движения и ориентироваться в пространстве автобусу позволит совокупная работа видеокамер, лазерных сканеров и антенн спутниковой навигации, — отметил директор по развитию компании-разработчика Владимир Грошев. — Помимо этого стандартного оборудования, мы используем систему одометрии (она необходима для считывания скорости вращения каждого колеса и контроля пробуксовок), а также инерциальную систему, состоящую из гироскопа и акселерометра. Последняя независимо от прочих сенсоров определяет положение кузова автобуса относительно горизонта и уточняет направленность его движения.
Данные, полученные с датчиков и камер, попадают в компьютерную систему, которая обрабатывает их и позволяет быстро менять режим управления транспортным средством в зависимости от дорожной ситуации.
По словам Виталия Савельева, совершенствуя систему управления, разработчики уже сейчас готовятся к следующему шагу — созданию транспортных систем, которые можно будет использовать без ограничений по территории. Однако произойдет это не раньше, чем будут приняты соответствующие законы.
Десять на одного
Несмотря на автономность системы, за ее работой всё же будут следить из диспетчерского центра — предполагается, что один специалист возьмет под контроль до 10 таких автобусов и при необходимости сможет вмешаться в ситуацию.
По словам вице-президента Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Бориса Рабиновича, новые автобусы хорошо подойдут для использования в зеленых зонах с точки зрения экологичности и возможности длительной работы без подзарядки, а рыночный спрос им обеспечит повышенный интерес к новым технологиям.
— Вместе с тем я бы не спешил с внедрением такого транспорта в парках, где движение пешеходов никак не регулируется и под колеса может внезапно выбежать ребенок, — добавил эксперт. — До тех пор пока не будет доказана безопасность использования новой техники, ее движение должно в полной мере контролироваться операторами, которые смогут немедленно остановить поездку в случае угрозы.
Разработка беспилотных систем — одно из главных направлений развития современной техники. Его основной целью является повышение эффективности и безопасности транспорта при снижении трудозатрат, связанных с его использованием. Ранее в России уже создавались концепты беспилотных автобусов (в частности, «Шатл» и Matrёshka). Однако «КаргоБот» относится к другому подклассу этих транспортных средств, который отличается меньшим количеством пассажиров (4 против 8–12 человек) и ценой — она в 2–2,5 раза ниже, чем у аналогов.
В настоящее время беспилотник доведен до стадии промышленного образца и готов к выходу на рынок. Таким образом, он имеет все шансы стать первым российским автобусом в своем сегменте. По словам советника губернатора Рязанской области Игоря Горских, испытания новой техники пройдут уже весной 2019 года в одном из парков Рязани.