Лужайка перед Белым домом — Лафайет-сквер — как магнитом притягивает недовольных политикой нынешней американской администрации. Как рассказывают полицейские, митингующие собираются там чуть ли не ежедневно. Одни призывают Дональда Трампа отказаться от гонки вооружений и снизить расходы на армию, другие — обратить внимание на проблемы климата, третьи — настойчиво требуют «убрать из Белого дома избранного Кремлем президента». «Известия» выяснили, почему люди тратят время на безответные пикеты, какую роль в жизни Америки протестующие отводят России, а также как со всем этим связаны слоны.
Крик в пустоту
Полицейский в маске, с автоматом в руках сосредоточенно смотрит перед собой, расположившись между основной оградой президентской резиденции и временно поставленным забором. За несколько секунд до этого Брюс, мужчина средних лет с тележкой и плакатом в руках, что есть мочи крикнул.
— Трамп — самый трусливый президент в мире, — надрывается Брюс, узнав, что его пикетом заинтересовался корреспондент из России.
Крик напугал лишь пару туристов из Китая, которые делали селфи. Прохожие не обращают на него никакого внимания и продолжают идти по своим делам. Полицейские наблюдают за происходящим со скучающим видом.
Такие как Брюс — завсегдатаи Лафайет-сквера. Идейные одиночки, требующие в числе прочего, ухода «диктатора» из Овального кабинета. Каким образом Трамп вдруг стал «диктатором», никто из протестующих объяснить не может. Знания о внешней политике США у протестующих разнятся.
— Я слышал, у Дональда Трампа есть специальный телефон, чтобы звонить вашему президенту каждый день, — говорит Брюс.
После он добавляет, что Трамп на посту лидера нации — это свидетельство скорого падения Америки даже не из-за «сговора с Россией», а потому что президент ведет США к пропасти. И он, Брюс, будет протестовать до тех пор, пока «не осушит Белый дом от Трампа», подобно тому как сам Трамп обещал осушить «вашингтонское болото».
И хотя при Дональде Трампе американская экономика демонстрирует максимальные показатели роста за последние четыре года, Брюс и ему подобные уверены: всё это ложь и экономика уже не работает.
Дерек — еще один митингующий — с Брюсом не знаком, но полностью поддерживает «полный отказ от ядерного оружия» (пожалуй, это главный призыв) и «освобождение» Белого дома. При этом он считает Трампа виновным в росте числа бездомных в США. В качестве примера Дерек приводит себя. До 2016 года у него было жилье, а после он оказался на улице.
— Я стал бездомным из-за Трампа, — настаивает Дерек. — Как только он стал президентом, я понял, что не могу оставаться дома и должен пойти протестовать.
Призрак Кремля
Большинство митингующих уверены, что восхождение Дональда Трампа на вашингтонский олимп не обошлось без вмешательства Москвы. При этом, как правило, о России они говорят без негатива. То ли из уважения к собеседнику, то ли из-за внутренней установки бороться «за свое, за американское».
Еще один из протестующих у ограды Белого дома — Филиппос. Он на посту борьбы с «диктатурой» чуть ли не каждый день. Филиппос и палатку разбил со всем необходимым, в том числе с баночкой для пожертвований, и плакаты соответствующие с различными призывами подготовил. Протестует мужчина глобально — против уничтожения планеты, за мир без бомб и вселенское благоденствие.
— Я призываю спасти слонов и других животных. Человек ведь тоже животное, но мы — люди — можем уничтожить планету ко всем чертям, а слоны и медведи не могут. Так почему они должны страдать из-за нашей глупости? — рассуждает Филиппос. По его словам, он протестует уже больше 10 лет.
Трампа Филиппос критикует с охотой, но признается, что выходил на пикеты и при других лидерах, а всё из-за гонки вооружений. Про «вмешательство» России в выборы президента говорит, что ничего не знает, а встречи глав США и РФ приветствует только в том случае, если «они это чертово оружие договорятся уничтожить».
— Про Путина ничего говорить не буду. Он же не мой президент. Ты — русский, о нем и думай, а у меня свой. И мой мне не нравится. Как и предыдущие, если честно. Я закончу протест, только когда наступит полное ядерное разоружение, — настаивает Филиппос.
Иногда перед Белым домом собираются и организованные группы, такие как Kremlin Annex, про которых писала даже Washington Post. Бастуют организованно и весело, Трампа тоже величают не иначе как диктатором или предателем. Во вмешательстве не сомневаются, а разговорам предпочитают музыкальный ответ. Среди этой группы на митингах обязательно появляется кто-то в костюме динозавра.
Поправка вышла
«Всякий раз, когда кто-то проносит транспарант перед Белым домом, действует Первая поправка», — сказал когда-то американский политик, борец за права человека Джулиан Бонд. В ней говорится в том числе и о праве на свободу слова и собраний. Но когда в конце XVIII века ее принимали, вряд ли кто-то думал, что отдельные люди будут так активно пользоваться поправкой и воспринимать ее так буквально. Но так уж вышло, что Первая поправка среди митингующих возведена, можно сказать, в культ. У каждого при себе есть хотя бы маленькая табличка или плакатик, где для незнающих поясняется: протестую, потому что право имею, — извините, но у нас есть Первая поправка.
По словам местных полицейских, устало наблюдающих за порядком перед оградой Белого дома, протестующие — дело привычное и почти каждодневное. А на вопрос, против кого и чего протестуют американцы, они отвечают:
— Да их иногда не разберешь. Против всех и всего. Эти (Kremlin Annex) вообще по расписанию — через 10 минут должны закончить.
А пока Лафайет-сквер оглашается то хорошо организованным пением и музыкой, то редкими одинокими выкриками, Дональд Трамп продолжает по своему усмотрению «делать Америку снова великой». Белый дом живет своей жизнью — с рождественскими украшениями, елкой и мерцающим в окнах светом.