В Московском Губернском театре под управлением Сергея Безрукова поставили «Возмутителя» по мотивам произведений Михаила Салтыкова-Щедрина. Режиссер Павел Артемьев, ранее выпустивший на малой сцене спектакли «Урожай» и «Прекрасное далеко», впервые попробовал силы в большом пространстве Губернского. Сценографию и костюмы придумала Екатерина Витковская, пьесу — драматург Владимир Малягин, перенесший сатиру классика в современные реалии.
По сюжету помощника прокурора Березкина (актер Антон Богданов) упекли в психиатрическую больницу за то, что он слишком рьяно исполнял свои обязанности и вскрыл коррупционные схемы, в которых было замешано больше сотни чиновников. Пока наверху решают, какой исход событий более выгоден — упрятать его навсегда, а дело замять или дать ему ход и вызвать резонанс, главный герой знакомится с обитателями больницы. Последние задумали революцию и ждали только человека, который возглавит бунт. По общему решению им должен стать Березкин…
Режиссер перед началом спектакля отметил, что ему было интересно через призму классического текста, юмор и сатиру посмотреть на нас сегодняшних. Выводы его, надо сказать, неутешительны. По его мнению, сегодня честный человек, честно делающий свою работу, рано или поздно оказывается никому не нужен — ни своим, ни чужим.
Художник Екатерина Витковская придумала оригинальное пространство, полностью обнажив сцену и показав зрителю кирпичную кладку. Кирпичи разных эпох, фрагменты кораблей и даже скелет мамонта занимают весь задник сцены, а от него к авансцене протягиваются ряды бутылок (намек на русское пьянство?). Психбольница здесь — не замкнутое заведение, а вся планета Земля. Получилась антиутопия в чистом виде.
Вообще, в спектакле много находок и удач, но все они существуют будто сами по себе. Работа молодых исполнителей — Антона Богданова, Алексея Веретина, Андрея Щеткина, Андрея Исаенкова, Ильи Малакова, Данила Иванова, Елены Цагиной и других — вызывает восхищение и гордость за русскую актерскую школу. Однако в контексте режиссерского решения их герои выглядят в большинстве своем однобоко. Сам по себе достойный текст Владимира Малягина оборачивается некоторой затянутостью, местами теряя игровое начало, а выразительные декорации при взаимодействии с актерами кажутся не столь уж необходимыми. С тем же успехом эта история могла быть разыграна в абсолютно пустом пространстве. Масса режиссерских идей (подчас очень удачных) не выстраивается в цельную картинку, а прекрасные пластические этюды неожиданно рвут ткань повествования и уводят от магистральной линии.
И всё же «Возмутителя» смотреть стоит хотя бы для того, чтобы увидеть, каким причудливым образом перекидывает молодой режиссер мостки от классической литературы к дню сегодняшнему. В оригинале «В больнице для умалишенных» у Салтыкова-Щедрина главный герой, что называется, пописывал статейки в газеты, за что и попал в лечебницу. В своих статейках он как раз соединял несоединимое, представляя, что было бы, если бы «Вашингтон действовал не в Америке, а где-нибудь у нас, например, в качестве председателя Новосильской земской управы...». Собственно, это и проделала — весьма небезуспешно — команда «Возмутителя» во главе с Павлом Артемьевым.