Люди считают, что разобраться в симфонической музыке — сверхъестественная задача, а потому боятся приходить в залы. Сломать этот барьер призваны такие мероприятия, как симфонический мастер-класс, который прошел в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Его участники смогли понаблюдать за тем, как впервые исполняется новое музыкальное произведение.
Мастер-класс, организованный Союзом композиторов России, прошел во дворце Белосельских-Белозерских. Зрители смогли увидеть кухню симфонической музыки изнутри. Перед ними композитор, дирижер и исполнитель — в процессе реального времени артисты изучают произведение. Дирижер и композитор переговариваются между собой, а музыканты впервые видят ноты — играют с листа.
Репетицию провели дирижеры Александр Титов и Алим Шахмаметьев. Оба — известные популяризаторы современной симфонической музыки. В программу было включено две партитуры как раз молодых российских композиторов — «Заклинание пастуха» (2015) Кузьмы Бодрова и «Рождение Венеры» (2015) Светланы Нестеровой. Кроме того, зрители понаблюдали за репетицией исполнения двух произведений живых классиков симфонической музыки — «Grande Serenade» Александра Чайковского и «Восхождение и триумф» Сергея Слонимского.
Наблюдать за репетицией всегда интересно, говорит композитор Александр Чайковский. Как минимум потому, что эта часть работы всегда остается за кулисами.
— Особенно это интересно для молодых музыкантов, студентов. Технология, которая выплывает на репетиции, очень важна. Нужно знать, как дирижер работает с автором, как возникают варианты исполнения, — объясняет композитор.
Формат открытых репетиций помогает привлечь в зал новых слушателей, считает директор Санкт-Петербургского филиала Союза композиторов России Антон Танонов.
— Самое важное — это сломать барьер. Так сложилось, что современная академическая музыка считается у нас чем-то сложным, непонятным и необычным. Этап — что в этом нужно очень долго разбираться, его нужно преодолеть. Как раз сегодня мы открываем завесу, как рождается современная музыка, — говорит музыкант.
По его словам, наблюдая за репетицией, любой человек может проникнуть в таинство создания произведения и абсолютно по-другому отнестись к той музыке, которая звучит вокруг.
— Мы слушаем очень много симфонической музыки, только делаем это на таком подсознательном уровне. Если вы посмотрите фильмы ведущих режиссеров — как наших, так и зарубежных, вы будете слышать от начала до конца огромное количество симфонической музыки, — отмечает Антон Танонов. Однако люди привыкли к стерильному звучанию, которое в реальной жизни недостижимо.
Очень важно привести людей в зал и показать им живой процесс рождения произведения искусства — именно это задача продюсера современной академической музыки.
— Это можно сделать только одним способом: найти талантливо написанное произведение и дать возможность слушателям насладиться им, — уверен директор филиала Союза композиторов. Тем более сейчас в российском музыкальном сообществе начали отходить от привычки копировать. Возвращается национальная школа — молодые композиторы всё больше обращаются к фольклору и неофольклору, а это «залог того, что музыка будет развиваться», добавил Антон Танонов.
По его мнению, классическая музыка — «генератор свободного мышления».
— Когда человек вникает в ее систему, он мыслит на уровне матрицы, им невозможно управлять, — рассуждает композитор. И тогда форматирование, заданное интернетом и соцсетями, уходит на второй план — а это имеет огромное социальное значение.
По словам Александра Чайковского, в 1960-х российские музыканты отпугнули от себя публику, и это чувствуется до сих пор.
— От нее не нужно отрываться и понимать, что она довольно консервативна, — подчеркивает композитор. Но вместе с тем добавляет — везде и всегда можно встретить публику, готовую слушать новые сочинения.