«На линии фронта не наблюдается реальных изменений»

Глава второй в ПАСЕ политической группы Франк Швабе — о разрешении конфликта на Украине, поездке в Донбасс и кризисе в Совете Европы
Екатерина Постникова
Фото: Global Look Press/Jürgen Heinrich

В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) рассчитывают на скорейшее введение миротворцев ООН в Донбасс для разрешения конфликта в регионе. Об этом в интервью «Известиям» заявил председатель второй по численности политической группы в ПАСЕ «Социалисты, демократы и зеленые», депутат от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в бундестаге Франк Швабе, который с 31 октября по 3 ноября посетил Украину. Во время беседы он сообщил, что планирует инициировать разработку доклада о ситуации вокруг внутренне перемещенных лиц и будет настаивать на присутствии представителей ООН, СЕ и ОБСЕ в так называемых «серых зонах» конфликта.

— Что входило в программу вашей поездки на Украину?

— Я приехал в страну как глава группы ПАСЕ «Социалисты, демократы и зеленые». Во время визита успел переговорить с представителями правительства, правящей партии («Блок Петра Порошенко». — «Известия») и «Оппозиционного блока». Также я встретился с представителями гражданского общества — главной темой этих встреч стала сложная ситуация вокруг беженцев.

— Вы побывали на Украине одновременно с канцлером Германии Ангелой Меркель. Ваш визит был как-то связан с ее поездкой?

— Нет, мой визит не был связан с визитом немецкого канцлера.

— Вы также посетили восточную часть Украины, в частности город Краматорск. Кто обеспечивал вашу безопасность?

— Безопасность обеспечивали украинские власти, однако эту поездку я провел под свою ответственность.

— Каковы впечатления от нахождения в непосредственной близости от линии соприкосновения в Донбассе?

— Целью моего визита было понять сложность положения, в котором находятся люди, живущие на территории, неподконтрольной Киеву, а также разобраться в ситуации с внутренне перемещенными лицами на востоке Украины. Ситуация с беженцами до сих пор остается очень серьезной, поэтому я призываю все стороны конфликта обратить внимание на повседневную жизнь этих людей.

Готовясь к поездке, я встретился с несколькими правозащитными организациями, а непосредственно в зоне конфликта посетил госпиталь по психологической реабилитации и центр по разминированию — оба эти учреждения финансирует Германия.

— В этой связи как вы оцениваете перспективы решения конфликта в Донбассе?

— Я не понимаю стратегической цели нарушения режима прекращения огня. На линии фронта не наблюдается реальных изменений. Человеческие жизнь и достоинство — определенно высшие ценности, которые должны уважать все люди. Однако помимо этого конфликт несет и экономические издержки для обеих сторон. Я надеюсь, что мы сможем ввести миротворческую миссию ООН, которая обеспечит последовательные, ясные и подлежащие проверке меры решения конфликта.

— Планируете ли вы начать дискуссии по этой теме в ПАСЕ?

— На полях Парламентской ассамблеи я запущу разработку доклада о ситуации вокруг внутренне перемещенных лиц. Я также буду настаивать на том, чтобы правозащитным органам ООН, Совета Европы и ОБСЕ был предоставлен доступ к так называемым «серым зонам» неподконтрольных Киеву территорий.

— Планируете ли вы посетить ДНР или ЛНР, с тем чтобы получить представление о происходящем от другой стороны конфликта?

— Моя поездка не была официально санкционирована в ПАСЕ. Таким образом, я не мог установить контакты с фактическими руководителями этих республик, поскольку они являются непризнанными. Именно поэтому поездка в ДНР и ЛНР оказалась невозможна в этот раз. Однако я общался со многими представителями негосударственных организаций и партий на Украине, которые выражают мнения, отличающиеся от взглядов официальных властей. Если в России есть коллеги, которые были бы готовы поговорить о конфликте, я готов.