Русский Оруэлл, панк-рок и Микки Маус

Главные книжные новинки за прошедший месяц
Николай Корнацкий
Фото: ТАСС/Владимир Астапкович

Старт ноября — самое время изучить вышедшие за предыдущий месяц книги, выбрав из них наиболее интересные и важные для отечественного рынка. В преддверии ежегодной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction «Известия» сделали акцент на новинки в документальном жанре, но не забыли и про художественную литературу.

«Джордж Оруэлл. Неприступная душа»

Вячеслав Недошивин

Это не первая книга об Оруэлле на русском языке, но первая «русская» — с четким осознанием места и времени происхождения. Медленно путешествуя по закоулкам биографии, мы узнаем также и все связи, явные и скрытые, все переклички и странные сближения автора знаменитых антиутопий с одной шестой, эволюцию его взглядов на коммунизм и Советский Союз. Вячеслав Недошивин, который давно занимается Оруэллом как ученый, в этот раз не прячется за факты, а наоборот, всячески подчеркивает пристрастность и личное отношение к «святому Джорджу», ведет рассказ от первого лица и даже в прямом смысле вступает с героем в диалог, монтируя ответы из его автобиографических записок.

«Министерство наивысшего счастья»

Арундати Рой

От Министерства правды — к другому ведомству. Одна из самых долгожданных новинок, которую весь мир ждал 20 лет, а мы — на год больше. Первая книга индийской писательницы Арундати Рой «Бог мелочей» (1997) принесла автору «Букера» и место в сотне самых влиятельных людей планеты по версии журнала TIME.

Второй роман уже стал бестселлером и победно шагает по континентам. Это эпическое полотно, сага о любви, предательстве, потерях и обретениях на фоне кровавой и жестокой индийской истории, написанная без оглядки на рамки приличия и без реверансов в сторону западного читателя. И скажем сразу — этот яростный и страстный текст потребует пары недель медленного чтения.

«На пике века. Исповедь одержимой искусством»

Пегги Гуггенхайм

Наконец на русском языке выходят мемуары Пегги Гуггенхайм — светской львицы, галеристки и, по определению одного биографа, «хозяйки модернизма». Происходит она из тех самых Гуггенхаймов (имя ее дяди носит знаменитый нью-йоркский музей), но в историю вошла сама благодаря безошибочному чутью. Именно Пегги Гуггенхайм открыла Джексона Поллока, организовала первые в Британии персональные выставки Василия Кандинского и собрала впечатляющую коллекцию искусства XX века. Свои воспоминания она начинает с жалобы на плохую память, но это дежурное кокетство — книга наводнена деталями быта и нравов артистической богемы по обе стороны океана.

«Панк-рок. Устная история»

Джон Робб

Первой и главной книгой о панк-культуре долгие годы был американский бестселлер Легса Макнила и Джиллиан Маккейн «Прошу, убей меня!» Он же установил золотой стандарт для книг о музыке, когда автор со своим мнением удаляется в сноски и примечания, а всё основное пространство уступает прямой речи музыкантов. Книга британца Джона Робба, журналиста и лидера группы The Membranes, использует ту же формулу (здесь без посредников звучат голоса участников Sex Pistols, The Clash и многих других героев английского панк-поколения — всего более 100 человек), но существенно дополняет американоцентричную версию заокеанских коллег.

«Волк за волка»

Райан Гродин

Успех «Голодных игр» породил целую волну подростковых антиутопий, но, пожалуй, более безумного родственника в этом семействе еще не было. Действие романа американки Райан Гродин разворачивается в альтернативной реальности, где союзники проиграли Вторую мировую войну, а мир поделили Третий рейх и Япония.

Основание нового миропорядка отмечается ежегодной мотоциклетной гонкой от Берлина до Токио. В конце опасного путешествия победителя ждет личная встреча с Гитлером — и это единственная возможность для Сопротивления убить фюрера. Сюрпризов в книге припасено немного, зато есть сильный женский характер и суровые советские партизаны.

«Образцы безоглядной воли»

Сьюзен Сонтаг

Главные работы Сьюзен Сонтаг, одного из ключевых интеллектуалов прошлого века, уже доступны российскому читателю. Теперь издатели раздают последние долги. В новый сборник вошло несколько эссе — как всегда блестящих, но очень разных. В первую очередь они посвящены проблемам из области искусства и около него — природе духовности, размытости границ порнографии, взаимоотношениям театра и кино. Далее следуют разборы — одного фильма («Персоны» Бергмана), одного режиссера (Годара) и одного мыслителя (Чорана). Есть в книге и два чисто политических текста. Один — пессимистичный анализ американской системы времен президентства Линдона Джонсона, другой — отчет о поездке в Ханой в разгар Вьетнамской войны.

«О мышах и магии. История американского рисованного фильма»

Леонард Молтин

Еще одна биография — на этот раз целой национальной индустрии, от младенчества (мышат немого кино) до всемирного успеха Микки Мауса и полнометражных мультфильмов. Ее автор — Леонард Молтин, известный телеведущий и любимый кинокритик Мардж Симпсон. Но для нас, конечно, гораздо ценнее фигура переводчика. Федор Хитрук, легендарный режиссер «Винни-Пуха», с любовью и знанием дела адаптировал этот фолиант для русскоязычного читателя, использовал его как учебное пособие и долгие годы горел идеей публикации. И это лучшая рекомендация из возможных.