Диверсификация бизнеса: от монокомпании к цифровому холдингу

Первой в мире компанией, которая сделала продажи лотерейных билетов и выплаты выигрышей полностью прозрачными для налоговиков, стал бренд «Столото», входящий в состав холдинга S8 Capital. Однако холдинг решил не останавливаться на достигнутом и развивать другие, цифровые направления бизнеса
Алексей Маслов
Фото: Depositphotos

С июля этого года по российскому законодательству налоговые органы должны получать информацию о продажах и выплатах в лотереях в режиме реального времени. Первой в мире компанией, которая сделала продажи лотерейных билетов и выплаты выигрышей полностью прозрачными для налоговиков, стал бренд «Столото», входящий в состав холдинга S8 Capital Армена Саркисяна. Однако холдинг решил не останавливаться на достигнутом и развивать другие, цифровые направления бизнеса. О том, почему было принято решение о диверсификации бизнеса, «Известиям» рассказал Антон Шапиро, генеральный директор Акционерного общества «Технологическая компания «Центр», входящего в S8 Capital.

— Почему возникла необходимость развития новых направлений бизнеса, ведь в холдинге S8 Capital есть вполне успешный, пусть и нишевый, лотерейный бизнес? Это было решение акционера Армена Меружановича Саркисяна, инициатива топ-менеджмента или какие-то внешние события?

— В каком-то смысле это было немного вынужденное решение, вызванное внутренними событиями в компании. В силу некоей обособленности или, как вы говорите, нишевости на рынке, мы долгое время не оглядывались по сторонам. Более того, на старте все технологические решения были нами получены от западных партнеров, и поначалу вопрос стоял только в том, как успешно мы внедрим эти решения, уже реализованные во многих странах мира, в новых, российских условиях. Но очень скоро мы обнаружили, что то, что работает в небольших европейских странах, не может быть перенесено калькой в Россию хотя бы из-за ее больших размеров.

Фото: Pixabay

Западные партнеры тоже не были готовы приспосабливать свои успешно работающие технологии для одного из рынков, поэтому нам пришлось это сделать самим. И в какой-то момент мы поняли, что, оказавшись вынужденными искать нестандартные решения для отдельно взятого отраслевого бизнеса, наработали достаточное количество компетенций, которые являются уникальными для российского IT-рынка, и это преимущество грех не использовать.

— Как вы это поняли? Лотерейный бизнес ведь достаточно обособлен, находится немного в стороне от остальных отраслей экономики. Вы использовали IT-решения, но не были чисто IT-компанией.

— Чтобы было понятнее, приведу пример. В ведущих европейских странах, например в Италии или Греции, лотерейный бизнес выглядит следующим образом. В определенной точке продаж устанавливается лотерейный терминал. К нему подводится выделенная линия связи, которая и обеспечивает связь между процессинговым центром и терминалами. В России с ее расстояниями использовать такую модель невозможно: к каждому терминалу сеть не подведешь. Поэтому мы с самого начала использовали для связи с терминалами мобильные сети.

Но мы же понимаем, что гарантированного покрытия по всей стране нет. Поэтому мы стали разрабатывать альтернативные решения, которые позволили системе передавать данные бесперебойно даже при слабом сигнале. Или еще пример. Возможно, вы замечали, что сейчас в торговых сетях и кинотеатрах устанавливают кассовые аппараты нового поколения, с помощью которых можно не только регистрировать покупки, но и решать более сложные задачи. Например, введение системы ЕАИС позволило в режиме реального времени отслеживать количество каждого проданного в России билета в кинотеатр или каждой проданной в магазине единицы алкогольной продукции. В этом мы увидели большую возможность для себя и решили использовать такие кассовые аппараты для продажи лотерейных билетов в торговых сетях, что и было реализовано.

— Но, может быть, кто-то на российском или международном рынке уже тоже разработал эти решения? И просто их интегрировать в систему было бы проще?

— Что касается международного рынка, то этот сценарий мы уже прошли в самом начале: готовых решений либо не было, либо они стоили неприлично дорого, особенно после последних курсовых колебаний рубля. Что касается российского рынка, то и здесь мы во многом оказались пионерами. Возьмем для примера наш проект продажи лотерейных билетов через торговые сети. Для реализации проекта мы создали решение, совместимое с программным обеспечением ведущих российских торговых сетей. Итог — нам удалось использовать их кассовые аппараты для продажи лотерейных билетов.

Фото: Depositphotos

— Когда наши специалисты пришли с этой идеей в одну торговую сеть в первый раз, не скажу, что их приняли с восторгом. Но всё же отправили к своим разработчикам ПО. Реализация первого, пилотного проекта заняла где-то полгода. Сейчас мы активно сотрудничаем с другими торговыми сетями и можем сказать, что у нас есть готовое коробочное решение, которое позволяет реализовывать разного рода сервисы почти во всех российских торговых сетях. Обратите внимание: речь идет не только о продаже лотерей, но и массе других продуктов и услуг. То есть мы уже вышли за пределы своего нишевого рынка.

— В некоторых публикациях вас называют конкурентами ведущих российских технологических холдингов. Это преувеличение или вы внутренне согласны и можете обосновать это определение? Как вы определяете ваши конкурентные преимущества?

— До недавнего времени мы были монокомпанией, поэтому сравнивать нас с ведущими технологическими холдингами (я не буду называть бренды, все и так их знают) слишком амбициозно. Внутри каждого из них реализуется несколько бизнесов, в том числе венчурных, которые находятся на разных стадиях развития. От каких-то проектов отказываются, какие-то выстреливают. Мы долгое время развивали, по сути, только один проект, лотереи, доведя его до очень высокого уровня реализации, создав технологическую платформу, на которой теперь можем развивать другие бизнесы.

Собственно, в этом и есть наше преимущество — готовый клиентоориентированный сервис с возможностью обработки больших баз данных, количества транзакций, которые можно использовать в разных областях экономики. Что касается нашей конкурентоспособности, то за нас говорят реализованные проекты. Одно из самых свежих технологических решений, реализованных непосредственно внутри компании, — полная фискализация продажи лотерейных билетов и выплаты выигрышей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

С июля этого года по российскому законодательству налоговые органы должны получать информацию о продажах и выплатах в лотереях в режиме реального времени. Высокие требования к прозрачности лотерейного бизнеса сейчас являются общемировой тенденцией, но законодательно Россия — первая в мире страна, которая построила первый фискальный контроль над проведением лотерей. Соответственно, мы первые в мире, кто решил такую задачу успешно. Повторюсь, речь идет о полной фискализации продаж лотерейных билетов и выплат выигрышей во всех каналах продаж, начиная с онлайна и заканчивая терминалами партнеров. Для понимания масштабов: в России до нас с необходимостью фискализации процессов (если сравнивать объем данных, количество транзакций) сталкивались только в РЖД. Они тоже должны были сделать прозрачным для налоговиков процесс продажи билетов через свой сайт.

— Дальнейшие направления развития компании выбирали вы самостоятельно (имеются в виду и акционер S8 Capital, и топ-менеджмент), или у вас были сторонние консультанты? Как принималось решение?

— Когда было принято решение использовать существующие наработки в иных сферах, мы примерно понимали, куда хотим идти. Наш акционер Армен Меружанович Саркисян предложил привлечь профессиональных консультантов из Accenture, Ernst & Young, Gartner. Учитывая наши возможности и текущую ситуацию на российском рынке, мы пока остановились на нескольких проектах.

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Первым в очереди на реализацию стоит онлайн-сервис аренды и лизинга автомобилей для физических лиц next.car. На одной площадке мы планируем свести одновременно автомобильные бренды, дилеров, страховые компании, автосервис и — главное — конечного потребителя. Благодаря этому процесс выбора, оформления и получения автомобиля будет упрощен. Несколько кликов — и вы за рулем. При этом навсегда можно будет забыть о проблемах, связанных с автокредитами, продажей подержанных автомобилей, ремонтом, разборками со страховой, переобувкой шин и т.д. И всё это по ценам более выгодным по сравнению с каршерингом и такси.

— Вы уже знаете, каким будет следующий на очереди для реализации сервис? На какой срок рассчитана существующая сейчас стратегия развития холдинга?

— Преимущество нашей цифровой платформы состоит в том, что на ее основе можно сделать любое количество сервисов, используя уже накопленные экспертизы и базы данных. Сейчас в разработке несколько сервисов, в том числе агрегатор страховых услуг под брендом «Страховка.Ру», несколько маркет-плейсов на разных стадиях реализации. Но если мыслить глобально, то наша задача — не набрать количество проектов, собственных или сторонних, а скорее дальнейшая разработка платформы, с помощью которой потребитель получит доступ к разнообразным продуктам, сервисам и контрагентам. Любым — финансовым, страховым, телекоммуникационным. Набор сервисов может меняться, но стратегический курс останется неизменным — построение целой экосистемы, которая на каждом новом этапе своего развития будет призвана упростить жизнь потребителя. А это бесконечный процесс.