Тегеран не сможет в ближайшие несколько лет освободиться от санкций Вашингтона. Рассмотрение иска Ирана к США в Международном суде ООН продлится три-четыре года. Об этом «Известиям» сообщили в самом суде, который 3 октября огласит вердикт по так называемым временным мерам — то есть решит, следует приостанавливать ли американские санкции, законность введения которых и оспаривает Тегеран. Но даже в случае промежуточного решения в пользу Ирана приостановка действия санкций вряд ли произойдет. Опрошенные «Известиями» юристы уверены: США наверняка попытаются оспорить правомочность суда в данном вопросе. А это значит, что обещанному введению 4 ноября вторичных санкций против иностранных компаний, работающих с Ираном, вряд ли что-то помешает.
Иск о предполагаемом нарушении американцами «Договора о дружбе, экономических отношениях и консульских правах», заключенного Ираном и Соединенными Штатами в 1955 году, был подан в Международный суд ООН в середине июля. Как считают в Тегеране, Вашингтон нарушил условия соглашения, выйдя из «ядерной сделки» с Ираном и введя против страны серию экономических санкций. В качестве первых срочных мер Тегеран требует приостановить действие санкций, введенных американцами 8 мая, воздержаться от новых ограничений, а также разрешить трансакции по ранее одобренным сделкам — прежде всего по продаже и лизингу пассажирских самолетов и запчастей к ним.
Решение суда по этим временным мерам должно быть озвучено 3 октября. Однако вне зависимости от грядущего вердикта окончательно закрыть санкционную тему в отношениях Тегерана и Вашингтона получится лишь спустя несколько лет.
— Главное — это рассмотрение иска по существу (следующая стадия после решения по временным мерам. — «Известия»), а насколько этот процесс растянется, никто не знает, — рассказали «Известиям» в информационном департаменте суда. — В среднем весь процесс занимает три с половиной — четыре года. Некоторые дела длились у нас более десяти лет, но меньше двух еще не бывало.
Суд вполне может потребовать от США приостановить применение санкций в отношении Ирана и компаний, торгующих с этой страной, считает советник юридической компании Foley Hoag (специализируется на представлении интересов государств в суде ООН и других международных трибуналах и арбитражах) Пьер Д’Аржан.
— Однако для того, чтобы использовать свои полномочия в соответствии со статутом и указать временные меры, суду необходимо убедиться в том, что он обладает юрисдикцией по существу дела, что существует реальная опасность ущемления прав Ирана и что этот вопрос является неотложным, — пояснил он «Известиям».
В ходе процессов по искам других стран к США (а их было уже свыше десятка) Вашингтон не раз оспаривал факт обладания судом юрисдикцией в рассматриваемом вопросе, что ощутимо затягивало рассмотрение.
— Сейчас американцы вполне могут предъявить суду аналогичные предварительные возражения, — признали в информационном департаменте.
Между тем даже окончательный вердикт Международного суда — по сути, только полдела. Решения этой высшей судебной инстанции ООН носят юридически обязывающий характер, однако механизмов, контролирующих их исполнение на практике, у суда нет — это не входит в его компетенцию. В случае отказа проигравшей стороны исполнить решение страна-победитель может обратиться в Совет Безопасности ООН, пояснили «Известиям» в суде. Но ввиду того, что США — один из постоянных членов СБ ООН, успех отнюдь не гарантирован.
Самым показательным примером в этом смысле стала громкая судебная тяжба между США и Никарагуа. В 1986 году последняя сенсационно выиграла иск против Вашингтона в Международном суде. Судьи постановили, что своей финансовой и военной помощью никарагуанским антиправительственным группировкам контрас США нарушили несколько положений международного права. Штаты обязали выплатить компенсацию, но в Манагуа ее так и не дождались: сначала Вашингтон через Совбез ООН блокировал резолюцию, а в 1992 году новые проамериканские власти Никарагуа отозвали иск.