Страсти города N

Фильм Изабель Койшет «Букшоп» воспевает культуру чтения
Лариса Юсипова
Фото: Пионер

На российские экраны выходит фильм «Букшоп» — прокатчики решили не называть его прозаично «Книжный магазин», а сохранить оригинальное звучание. Действительно, в картине все настолько английское, аутентичное, что боишься разрушить грубым прикосновением этот пленительный, хотя и, как выясняется, коварный мир.

1950-е. Страна оправляется от войны. Публика с удовольствием надевает вечерние платья и смокинги, не торопится поскорее убраться с улиц, потому что опасно, и самозабвенно предается любимому мирному времяпрепровождению. У каждого оно свое. Героине фильма Флоренс (Эмили Мортимер) за 30 лет, и для нее это чтение книг. Когда-то они с мужем читали друг другу вслух, но он погиб на фронтах Второй мировой, и теперь Флоренс читает про себя. Но — запоем, самозабвенно. А потом решает открыть книжный магазин — в городке, где, как утверждают старожилы, книг отродясь не читали. Берет кредит, приводит в божеский вид красивый, но обветшавший и давно покинутый хозяевами дом (в городе его так и называют — «старый дом»), завозит туда книги. И оказывается, в городе никто не читал просто потому, что жителям не объяснили, какое увлекательное это занятие...

Книжный — точка притяжение для образованной части городка, а фильм «Букшоп» — праздник для филологов и просто любителей хорошей литературы. Вот появился новый писатель — Рэй Бредбери, и мы вместе с Флоренс гадаем: пойдет — не пойдет, сколько экземпляров завозить и заказывать ли новый роман. А вот набоковская «Лолита» — самое радикальное произведение послевоенного времени в сугубо непродвинутом местечке Старого Света. Что будет, когда он появится в лавочке? Позволим себе небольшой спойлер — будет столпотворение.

Книжная лавка меняет пространство вокруг себя, кажется, будто от нее по городу покатилась волна. Незаметная простым глазом — но ведь и радиоволны никто не видел, а звук идет.

Фильм сняла режиссер-испанка Изабель Койшет, вложив в него всё, за что она, да и весь мир любит «старую добрую Англию».

Появление Флоренс и ее книжного будоражит подернутый тиной мирок, и дремавшие страсти выходят наружу. Ось противостояния — идеальный британский джентльмен-книгочей Эдмунд, пожилой отшельник, которого соседи давно считают свихнувшимся (Билл Найи), и предводительница местного гламура Виола (одна из лучших британских актрис этого поколения Патрисия Кларксон). По будто бы случайно пойманным камерой взглядам можно догадаться, что когда-то этих двух аристократов связывало нечто большее, чем просто добрые соседские отношения. Но сейчас между ними пропасть, потому что Эдмунд ожил с появлением Флоренс и ее книг, а Виола хочет изничтожить островок культуры, который вдруг возник в городке, чтобы создать на его месте некий абстрактный культурный центр музыки и танцев. Конечно, он даром ей не нужен, но статус лидера местной элиты не должен подвергать сомнению никто.

«Букшоп» — неспешный, неброский и чувственный, как английский пейзаж, лишь на первый взгляд выглядит мелодрамой. Постепенно за ней начинают проступать черты большой драмы на серьезные темы: чувств и чувствительности, собственного предназначения и, наконец, места культуры в современном мире (а «Букшоп», пусть и на ретроматериале, но, конечно, про современность).

Фильм Койшет проникнут нехитрыми, но актуальными размышлениями о том, что «просто» культура, не защищенная броней гламурного блеска, дорогих промокампаний, живущая вне того, что сейчас назвали бы «хайп», — самая уязвимая часть человеческого существования. Но и самая важная.

Если хеппи-энд в картине и наступает, то только в самом высоком смысле. Но этот смысл стоит того, чтобы потратить два часа своего времени на сопереживание хрупкой и храброй Флоренс, которая, конечно же, победитель — что бы ни думали по этому поводу ее торжествующие враги.