Штраф за «бездомных» клиентов

В Госдуме собираются призвать операторов к ответственности за размещение туристов
Марина Юршина
Фото: Global Look Press/Vladimir Godnik

Туроператоров обяжут выдавать клиентам документ, подтверждающий оплату проживания в отеле, где их планируется разместить. Сделать это нужно не позднее суток с момента покупки тура. В противном случае турист получает право потребовать возврата этой суммы с 10-процентным штрафом — это требование оператор также будет обязан выполнить в течении одного дня. Соответствующий законопроект намерены поддержать в профильном комитете Госдумы. Опрошенные «Известиями» эксперты признают необходимость предоставления гарантий, но сомневаются, что нововведение станет панацеей от отмены туров.

Действующее законодательство не обязывает туроператоров подтверждать туристу оплату услуг гостиницы, пояснил «Известиям» глава думского комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев. Оператор должен подтвердить покупку билетов и выдать ваучер — документ о бронировании гостиницы, отметил он.

— Наличие у клиента ваучера однозначно не свидетельствует об оплате туроператором гостиничных услуг. Соответственно, у отельеров есть возможность не заселять обладателя ваучера. Законопроект же позволит значительно снизить незапланированные финансовые риски наших граждан, — сообщил Дегтярев.

Поправки подготовили единороссы Андрей Палкин и Иван Белеков, позднее к ним присоединились более 20 депутатов. Инициатива была внесена в Госдуму в июле 2018 года после банкротства «Натали-Турс». Туроператор объявил об аннулировании всех проданных туров с 4 июля по 30 сентября из-за нехватки средств для своевременной оплаты услуг поставщикам. По данным на конец сентября, страховщики приняли почти 6 тыс. заявлений на компенсацию от клиентов компании.

Эта ситуация не является единичной, подчеркивают авторы инициативы. Например, по сведениям АТОР, летом 2017 года наблюдались проблемы с заселением в гостиницы в Турции. А клиенты «Натали Турс» в прошлом декабре не могли заселиться в гостиницы ОАЭ и Таиланда, а в июне — Китая и Турции. Основные проблемы были связаны именно с тем, что туроператоры не оплатили проживание в отелях.

Всего с начала 2017 года заявления о выходе из «Турпомощи» (объединение операторов в сфере выездного туризма, обеспечивающее оказание экстренной помощи туристам в случае полного или частичного неисполнения оператором своих обязательств) написали 20 туроператоров, говорится в пояснительной записке. Вместо того, чтобы получать фондирование от кредитных организаций, туроператоры предпочитают безвозмездно пользоваться деньгами туристов, подчеркивается в документе. Законопроект будет способствовать прекращению такой практики.

Концепцию проекта уже поддержали в Совете Федерации, а также в заксобраниях большинства регионов, рассказали «Известиям» в комитете. Первое чтение планируется провести в октябре.

Правовое управление ГД высказало несколько замечаний к законопроекту. В частности, неясно, какой документ подтверждает оплату гостиничного номера для конкретного туриста, ведь туроператор может оплатить их оптом еще до заключения договора, а распределение номеров будет производиться уже на месте. Кроме того, непонятно, как рассчитывать сумму штрафа, если в договоре указывается общая цена продукта — то есть полного комплекса услуг по перевозке и размещению.

Инициатива вряд ли станет панацеей от всех проблем, считает генеральный директор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Дмитрий Малютин. Во-первых, не всегда возможно выдать документы на отель в указанные сроки, отметил он. Например, если турист купил горящий тур меньше, чем за сутки до вылета, или отель принадлежит самому туроператору. Существуют и разные схемы оплаты: нередко номера в отелях выкупают в начале сезона или, наоборот, переводят деньги уже после возвращения туристов. Но самое важное, по мнению эксперта, — если и получится выписывать документы, никто не сможет гарантировать, что услуги не аннулируют уже после этого. Законодателям следует сосредоточиться на создании инструментов для того, чтобы сделать рынок прозрачнее, убежден эксперт.p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px 'Helvetica Neue'; color: #454545}

Многие туристы самостоятельно направляют запросы в гостиницу и авиаперевозчикам, чтобы убедиться, что оператор оплатил их услуги, рассказал «Известиям» юрист компании «Глазунов и Семёнов» Иван Лосев. Этот вариант не совсем удобен и не всегда эффективен, поэтому обязанность туроператора подтверждать факт оплаты должна урегулировать проблему срыва заселения. Предоставление же платежных документов, которые не соответствуют действительности, чревато уголовной ответственностью, подчеркнул юрист.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px 'Helvetica Neue'; color: #454545}p.p2 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px 'Helvetica Neue'; color: #454545; min-height: 14.0px}