Для нефтяной отрасли ищут пути развития

Правительство намерено стимулировать добывающие компании к проведению геологоразведочных работ
Павел Панов
Фото: РИА Новости/Александр Астафьев

В долгосрочной перспективе цена нефти опустится до уровня порядка $50 за баррель. В связи с этим начиная с 2022 года может наблюдаться и негативная динамика поступлений в бюджетную систему — прогнозируется, что ежегодный объем налогов снизится на 3,3 трлн рублей в год, а инвестиций — на 1,3 трлн рублей. Такие данные Минэнерго представило на совещании по вопросам стимулирования добычи нефти и развития нефтедобывающей отрасли, которое прошло под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. Чтобы избежать такого сценария, власти намерены стимулировать добывающие компании к проведению геологоразведочных работ.

По данным ведомства, в 2018 году ожидаемая добыча нефти составит около 553 млн т. Пик — 570 млн т — придется на 2021 год. После этого может начаться постепенное снижение общего объема добычи. Чтобы не допустить этого, власти планируют стимулировать геологоразведочные работы.

По словам Дмитрия Медведева, необходимо увеличивать объем геологоразведочных работ, а также обеспечивать добычу на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. Сейчас правительство рассматривает целый ряд предложений по созданию стимулов для нефтяных компаний — все они требуют тщательного анализа.

— Для стратегического развития отрасли все более важной становится разведка и освоение новых месторождений. Если этого не делать, то по прогнозам экспертов уже после 2021 года уровень добычи начнет снижаться, к середине 2020-х годов будет значительно ниже нынешнего, — отметил председатель правительства. — Необходимо провести инвентаризацию запасов углеводородного сырья, детально оценить существующую систему льгот, выработать предложения по точной настройке механизмов стимулирования, чтобы предоставление льгот действительно давало ожидаемый результат.

Ряд преференций уже имеют компании, которые работают на шельфе в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральном округах, а также в Арктической зоне. Кроме того, в начале следующего года для ряда месторождений вводится новый, гибкий налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Он позволит перенести основную часть фискальной нагрузки на более поздние этапы разработки недр.

Стоит напомнить, что при реализации налогового маневра в топливно-энергетическом комплексе государство намерено сохранить действующие льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Соответствующие поправки были внесены в ряд статей Налогового кодекса и федеральный закон «О таможенном тарифе». Налоговый маневр в топливной индустрии, который с 1 января 2015 года реализуется в России, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых. Это давало бюджету и производителям возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на углеводороды.

Реформа должна была завершиться в 2017 году, когда пошлины опустились бы до 30%, однако Минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив НДПИ. В конце мая правительство приняло решение продлить регулирование отрасли до 2025 года. По данным правительства, это позволит принести в бюджет дополнительные 1,3–1,6 трлн рублей в течение 6 лет. Маневр в нефтяной сфере, по словам Дмитрия Медведева, не должен идти в ущерб компаниям и потребителям топлива. Повторения событий, связанных с резким ростом цен на топливо, допустить нельзя.

— Весной этого года уже складывалась непростая ситуация с ценами на топливо, ее пришлось исправлять буквально в ручном режиме. Надеюсь, главы нефтяных компаний услышали правительство по стабилизации ситуации на внутреннем рынке, и применять заградительные пошлины на нефть и нефтепродукты не придется, — сказал председатель правительства.

Не исключают в правительстве и корректировку отдельных параметров налогового маневра.

Для стабилизации цен на рынке энергоносителей в конце 2016 года ряд стран договорились о сокращении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тыс. приходятся на Россию. Сделка стартовала с начала 2017-го и уже дважды продлевалась, последний раз — до конца 2018 года.

В июне государства-участники ОПЕК+ выразили желание уйти от перевыполнения условий соглашения. Таким образом, страны планируют увеличить добычу на 1 млн баррелей в сутки, Россия — на 200 тыс. По данным Минэнерго, в июле РФ восстановила добычу нефти на 80% от объема сокращения, который был предусмотрен соглашением. В ведомстве рассчитывают, что сделка стран ОПЕК+ в 2018 году принесет бюджету от 2,5 трлн до 3 трлн рублей.