В течение ближайших пяти лет Росрыболовство должно выпустить в воды озера Байкал 2 млрд личинок омуля, 2 млн молоди омуля и 2 млн молоди осетра, что примерно в четыре раза больше, чем за последние семь лет. Это поможет сохранить и воспроизвести биологические ресурсы озера. В предыдущие семь лет в Байкал выпускали от 50 млн до 600 млн личинок омуля в год, рассказали «Известиям» в Росрыболовстве. Существенно увеличить объемы позволит реконструкция двух рыбзаводов. За последние годы популяция омуля — уникальной байкальской рыбы — снизилась почти до критического уровня, и ее пополнение искусственным способом может стать спасательным кругом для экосистемы Байкала, считают эксперты.
В рабочей версии паспорта нацпроекта «Экология», с которой ознакомились «Известия», среди задач, поставленных в подпроекте «Сохранение озера Байкал», обозначены меры по пополнению рыбных запасов озера. К концу 2023 года с целью сохранить и воспроизвести уникальные водные биоресурсы в Байкал будет выпущено 2 млрд личинок (этап развития эмбриона между икрой и мальком) омуля, 2 млн молоди омуля и 2 млн — молоди осетра. Ответственным за это мероприятие назначен руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Рабочая версия паспорта нацпроекта направлена в регионы письмом за подписью первого замглавы Минприроды Дениса Храмова.
Для претворения в жизнь направления «Сохранение озера Байкал» до 2024 года планируется сократить сброс загрязненных сточных вод в озеро на 50%, построить новые и реконструировать старые очистные сооружения. Также планируется на 94 га сократить площадь территорий, подвергшихся высокому загрязнению и оказывающих воздействие на Байкал. На все это, согласно документам, потребуется 32 млрд рублей из бюджетных источников и еще 14 млрд рублей дополнительного финансирования.
Особую значимость для экосистемы крупнейшего водного резервуара пресной воды и самого глубокого озера в мире играет байкальский омуль. Эта рыба из семейства лососевых считается эндемиком — она обитает только в Байкале. Своей уникальностью омуль притягивает к озеру не только туристов и экологов, но и браконьеров, из-за которых численность омуля в Байкале, по данным Росрыболовства, находится на катастрофически низком уровне — 10-13 тысяч тонн (несколько лет назад было в разы больше).
В Росрыболовстве восстановление численности байкальского омуля назвали одним из главных приоритетов в работе. В связи с этим в целевую программу сохранения Байкала включена реконструкция основных рыбзаводов, расположенных на берегах озера, — Большереченского и Селенгинского. Модернизация производственных мощностей этих предприятий и позволит выпустить в Байкал более 2 млрд личинок и молоди омуля и осетра, рассказали «Известиям» в пресс-службе агентства. Причем этот объем станет гораздо больше, чем раньше: в предыдущие семь лет в Байкал выпускали от 50 млн до 600 млн личинок омуля в год, отметили в Росрыболовстве.
Чтобы спасти уникальную рыбу от уничтожения, с 1 октября 2017 года ее промышленный вылов запрещен, ограничен и любительский лов. В Росрыболовстве отметили, что ограничения на вылов омуля ранее уже давали положительный результат. Запрет на промысел был установлен с 1969 по 1982 годы, после чего численность популяции восстановилась и на протяжении более чем двух десятилетий находилась на удовлетворительном уровне, отмечено в ответе агентства на запрос «Известий».
Но пока даже такие строгие меры не спасают эту рыбу от гибели, констатируют эксперты. Ситуация с рыбным промыслом на озере Байкал близка к критической, и огромную роль в этом продолжают играть браконьеры, рассказала директор фонда «Озеро Байкал» Анастасия Цветкова. Запрет на вылов омуля в озере был введен в конце прошлого года, однако эта уникальная и важнейшая для экосистемы Байкала рыба до сих пор продолжает появляться в продаже. Поскольку зимний лов омуля на удочку разрешили коренным малочисленным народам Севера, стали массово появляться некие «народные общины», занимающиеся ловом омуля, хотя ни к каким народам Севера в действительности они отношения не имеют. А ловят омуля гораздо больше, чем обычные рыболовы.
Выпуск в Байкал более 2 млрд личинок омуля должен сыграть важную роль в спасении популяции, однако масштаб пополнения в итоге окажется не таким большим, считает председатель Союза рыболовов России кандидат биологических наук Алексей Цессарский. Личинки и молодь, выпущенные в водоем, доживают до половозрелого состояния и дают потомство в единичных случаях. Из-за огромного количества хищников и недостатка корма из выпущенных в Байкал миллиардов личинок всего тысячи доживут до взрослого состояния и смогут дать потомство. Но и это большой плюс для сохранения экосистемы озера, полагает эксперт.
Даже после выпуска личинок и молоди в озеро пополнения популяции ждать стоит не сразу, а только через три года, рассказал директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. Важно разработать инструментарий учета популяции байкальской рыбы и методики оценки эколого-биологических рисков и последствий, уверен эксперт.
— Есть основания полагать, что в федеральной программе будет закреплен и впоследствии реализован комплекс мер по искусственному пополнению популяции омуля, что, в свою очередь, послужит серьезным вкладом в положительную динамику сохранения уникальной системы озера Байкал, — добавил Борис Моргунов.