Так называемой овербукинг (намеренная продажа большего числа авиабилетов, чем мест в самолете) останется вне закона. Точку в этой многолетней дискуссии поставил Минтранс на закрытом совещании с участием представителей нескольких крупнейших российских авиакомпаний. За все случаи овербукинга бизнес будет нести строго регламентированную финансовую ответственность. Однако вместо штрафов в пользу государства будут введены значительные денежные компенсации не попавшим на борт пассажирам. Их размеры соответствуют международной практике. Изменения в воздушное законодательство планируется внести уже до конца этого года. Участники авиарынка в целом согласились с позицией Минтранса в том, что желание максимально загрузить самолеты не должно приводить к ущемлению прав пассажиров.
В мире в случае овербукинга все разногласия с пассажиром чаще всего удается решить за счет повышения класса обслуживания, начисления бонусов на карту лояльности или выплаты денежной компенсации на месте. Но в России эта практика никак не урегулирована, что фактически делает пассажиров в подобных ситуациях бесправными. Воздушный кодекс РФ устанавливает право авиакомпаний единолично, собственными правилами определять сроки осуществления воздушной транспортировки. Это позволяет недобросовестным перевозчикам уходить от ответственности в случаях возможного овербукинга.
Курирующий гражданскую авиацию заместитель министра транспорта России Александр Юрчик в конце июля провел закрытое совещание по вопросу правого урегулирования ситуаций, связанных со случаями отказа пассажирам в перевозке по причине продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна. В совещании приняли участие представители Росавиации, нескольких крупнейших авиакомпаний, а также общественных организаций, представляющих интересы пассажиров и авиакомпаний.
Как рассказали источники «Известий» в авиационной отрасли, Минтранс отказался от предложений авиаперевозчиков провести легализацию овербукинга. Вместо этого будут внесены в законодательство положения об ответственности авиакомпаний в части компенсационных выплат пострадавшим пассажирам. Крупные штрафные санкции в пользу государства к авиакомпаниям применяться не будут, поскольку эта мера могла бы привести к росту цен на авиабилеты. По данным источников «Известий», соответствующие изменения в Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила Минтранс рассчитывает подготовить и успеть провести через весь законодательный цикл уже до конца 2018 года.
Окончательный размер компенсаций еще будет уточняться. Согласно предварительно достигнутым на совещании договоренностям в зависимости от дальности полетов (менее 1500 км, от 1500 км до 3500 км, свыше 3500 км) компенсация пассажиру составит от $200 до $400 на международных рейсах и от 8 тыс. до 20 тыс. рублей на внутренних линиях. Помимо компенсации, по выбору пассажира ему должны будут немедленно на месте вернуть деньги за авиабилет или предложить другое удобное время вылета. Кроме того, пассажиру будут предлагаться дополнительные бонусы, такие как повышение класса обслуживания в самолете, оплата номера в гостинице, питание и другое.
В пресс-службе Минтранса «Известиям» не предоставили комментарий об официальной позиции министерства по вопросу овербукинга.
Представитель российской авиакомпании, входящей в топ-5, на условиях анонимности подтвердил «Известиям», что было решено урегулировать проблему овербукинга в интересах пассажиров. Авиакомпании будут обязаны автоматически предоставлять компенсацию не улетевшим пассажирам, что сделает разрешение спорных вопросов более простым и быстрым. Сейчас пассажиру вообще могут не предоставлять компенсацию, так как понятия овербукинга в законодательстве не существует.
Вместе с тем российские авиакомпании на протяжении многих лет отстаивают свои права на овербукинг. Умышленная перепродажа мест рассматривается перевозчиками как инструмент повышения доходности рейсов. По словам президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, для авиакомпаний овербукинг — это способ увеличить загрузку бортов, поскольку по статистике в России от 5 до 15 пассажиров не приходит на рейс.
— Но при этом важно не нарушать права пассажиров. В случае овербукинга прямая обязанность авиакомпании — немедленно вернуть деньги пассажиру или отправить ближайшим рейсом, — заявил Владимир Тасун. — Вопрос компенсации может рассматриваться, если это необходимо.
В группе S7 «Известиям» рассказали, что в диалоге с Минтрансом выступали за то, чтобы в случае овербукинга компенсировать пассажиру издержки не деньгами, а бонусами, например, милями или повышением класса обслуживания. Кроме того, перевозчик выступал против штрафных санкций в случае отмены рейса за три месяца до вылета.
Заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что помимо вопросов компенсации в законодательстве необходимо будет учесть еще несколько аспектов.
— Авиакомпании следует обязать заблаговременно информировать пассажиров о случаях перебронирования их билетов и заранее предлагать варианты урегулирования ситуации, — заявил «Известиям» Илья Зотов. — Кроме того, в законе нужно указать категории пассажиров, которым нельзя будет отказать в перевозке ни при каких обстоятельствах. Например, нельзя разделять членов одной семьи, организованные группы, инвалидов с сопровождающими. В ситуацию с овербукингом не должны попадать беременные женщины, дети без сопровождения, престарелые люди.
По мнению эксперта в сфере авиационного права и экономики Сергея Детенышева, компенсация пассажирам может выражаться как в выплатах денежных средств, так и в повышении уровня обслуживания, размещении в отелях высокого класса, бонусных билетах и в иных формах. При определении размера компенсации имеет смысл изучить результаты влияния соответствующих европейских мер на экономику и производственную статистику авиакомпаний ЕС.
— Полностью запретить овербукинг экономически нецелесообразно, это пойдет в ущерб пассажирам, так как расходы авиакомпаний на избыточное резервирование и их потери из-за низкой загрузки рейсов неизбежно выразятся в росте цен на билеты, — подчеркнул Сергей Детенышев.
При этом эксперт отметил, что имеет смысл ограничить овербукинг, установив баланс между ценой билета и соблюдением прав пассажиров на перевозку в оговоренные сроки. Единственным вариантом достижения баланса является следование международной практике установления заметных дополнительных компенсаций пассажирам за отступление от первоначальных условий договора по причине овербукинга.
Автор цитаты
Овербукинг является общемировой практикой, сложившейся 50 лет назад и связанной с особенностями технологии работы гражданской авиации. Он может носить как технический, так и коммерческий характер. К техническому относится вынужденная замена самолета на другой тип меньшей вместимости. К коммерческому — умышленная продажа большего количества билетов, чем количество мест в самолете, с учетом средней статистики возвратов билетов и неявки пассажиров на рейс. Это позволяет авиакомпаниям повысить загрузку рейсов и тем самым снизить стоимость перевозки для пассажиров.