Первую в России цифровую платформу для горнодобывающей отрасли создают в «Сколково». Она позволит с помощью технологий искусственного интеллекта и машинного обучения автоматизировать все этапы горной добычи: бурение и взрывные работы, доставку сырья, дробление и обогащение полезных ископаемых. В частности, беспилотная и дистанционно управляемая техника (самосвалы, экскаваторы, погрузчики, бульдозеры) будет интегрирована в единую цифровую систему управления горнотранспортным комплексом. Перевод добычи полезных ископаемых на роботизированные производственные процессы и беспилотный транспорт позволит освободить значительное количество россиян от тяжелой и вредной работы.
Разрабатываемый в «Сколково» проект «Интеллектуальный карьер» предусматривает внедрение беспилотного транспорта и робототехники на самых трудоемких участках открытой добычи твердых полезных ископаемых.
— Пока во всем мире на асфальтированных дорогах еще только ставятся первые эксперименты с беспилотным транспортом, мы в горной отрасли уже начали самое настоящее внедрение самосвалов без водителя, — рассказал «Известиям» руководитель направления «Робототехника и искусственный интеллект» IT-кластера фонда «Сколково» Павел Кривозубов. — Нынешней осенью в России на нескольких карьерах беспилотные машины уже начнут возить добытый уголь в ежедневном рабочем режиме.
Но «Интеллектуальный карьер» — это не только беспилотные самосвалы. Как рассказал «Известиям» руководитель проекта, исполнительный директор компании-резидента «Сколково» VIST Robotics Николай Одинцев, система управления горным производством позволяет обойтись вообще без присутствия людей в зоне активных работ карьера. Помимо автономных самосвалов, «Интеллектуальный карьер» предусматривает дистанционное управление всей остальной горнодобывающей техникой. Экскаваторами, бульдозерами, погрузчиками будут управлять операторы из удаленного офиса. В простейшем случае это будет офис горнодобывающего предприятия, расположенный неподалеку от карьера. Человеку больше не придется работать в трудных, опасных и крайне вредных для здоровья условиях внутри карьера. Но по мере развития «Интеллектуального карьера» можно будет пойти еще дальше — вынести рабочие места для управления горнодобывающей техникой за тысячи километров от места добычи, в большие города. Это радикально изменит экономику отрасли и решит многие социальные проблемы.
— Появляется реальная возможность отказаться от моногородов вокруг горнодобывающих предприятий, — считает Николай Одинцев. — Подавляющее большинство работников отрасли сможет жить в больших городах, в нормальных бытовых условиях. А в случае необходимости «переброска» трудовых ресурсов с объекта на объект за тысячи километров будет целиком осуществляться программным образом внутри системы и занимать несколько минут.
Но экономия будет достигаться не только за счет удаленного проживания работников. Неочевидный на первый взгляд выигрыш в себестоимости добычи получается еще и благодаря тому, что при отсутствии в карьере живых людей можно будет ослабить требования к проектированию склонов карьера: теперь возможность их обрушения не угрожает ничьей жизни, а значит, перестраховываться необязательно. На практике это означает гигантскую экономию на транспортировке пустой породы: вывозить ее придется на порядок меньше, если спроектировать склоны чуть-чуть покруче.
Впрочем, на первом этапе внедрения «Интеллектуального карьера» горняков заботит даже не это.
— У нас в Кузбассе уже сегодня ощущается дефицит профессиональных кадров, и он продолжает нарастать, — рассказал «Известиям» генеральный директор кемеровской компании «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев. — Хронически не хватает, например, квалифицированных водителей. И мы надеемся с помощью роботизации в первую очередь компенсировать эту диспропорцию на рынке труда.
К тому же условия труда в карьере (задымленность, пыль, вибрация) исключают возможность работы там женщинам. Управлять же группировкой карьерных самосвалов из чистого светлого офиса может даже кормящая мать, и, по мнению горняков, с такой работой женщины справятся даже лучше, чем некоторые склонные к нарушению трудового режима мужчины-водители.