Вашингтон сделает всё, чтобы нивелировать влияние Ирана на мировую политику. Об этом «Известиям» заявили в Госдепартаменте США, отвечая на вопрос о возможности заблокировать иранскую инициативу по расширению его сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Эксперты уверены: сильно помешать сближению Тегерана со странами ЮВА Вашингтону не удастся.
30 июля главы внешнеполитических ведомств АСЕАН, в которую входит 10 стран Юго-Восточной Азии, соберутся в Сингапуре для обсуждения текущей ситуации в регионе. И, как ожидается, в рамках сессии будет подписан Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА) между Исламской Республикой и странами блока. По крайней мере, об этом заявил посол Сингапура в Тегеране Онг Кенг Йонг. Для этого на встречу, которая продлится до 4 августа, прилетит министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
Грядущее сближение Ирана с АСЕАН явно не по душе американцам. Отвечая на вопрос «Известий» об отношении США к готовящемуся подписанию этого документа между Тегераном и странами — членами АСЕАН, в пресс-службе Госдепа дали понять, что Вашингтон будет противиться усилению роли Тегерана на международной арене.
— Соединенные Штаты совместно со своими союзниками приложат все усилия для того, чтобы низвести до нуля любую активность Ирана на мировой арене, — ответили «Известиям» в американском внешнеполитическом ведомстве.
Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии действует с 1976 года и определяет нормы и принципы международных отношений в регионе. Документ является одним из основных инструментов взаимодействия АСЕАН с мировым сообществом. Подписанты обязуются не вести в регионе деятельность, создающую угрозу политической или экономической стабильности других сторон диалога.
Россия присоединилась к этому договору еще в 2004 году. Его ратификация послужила толчком для развития торговли со странами региона. Согласно данным Таможенной службы, товарооборот между Россией и АСЕАН с 2005 по 2014 год увеличился в пять раз.
Россия выступает против любых попыток США изолировать Иран при помощи давления на страны АСЕАН, заверил «Известия» зампред комитета по международным делам Госдумы РФ Алексей Чепа. Депутат добавил, что Москва поддерживает свободу Ирана в выборе партнеров по диалогу и сотрудничеству.
Сближение Ирана с АСЕАН вызвано желанием последней повысить безопасность в регионе, пояснил «Известиям» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Антон Цветов.
— АСЕАН ценит свою срединную позицию и пытается выстроить вокруг себя совокупность ценностей и правил на благо стабильности в этой части света, — считает политолог. — Присоединение Ирана к договору не сильно поменяет реальную политическую расстановку сил. США постараются, но не смогут помешать сближению. Срыв такого соглашения из-за американского давления станет скандалом для организации. Один из важнейших принципов взаимодействия в рамках структуры — открытость. В АСЕАН принципиально не обсуждают вопросы, связанные с внутренним политическим устройством, хотя, безусловно, выступают за нераспространение ядерного оружия, в том числе в Иране.
В качестве примера открытости организации эксперт привел взаимодействие с КНДР. По его словам, несмотря на то, что страны блока осуждают северокорейскую ядерную программу, Пхеньян является участником асеановского регионального форума, на котором обсуждаются в том числе вопросы безопасности в Азии.
Руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин также выразил сомнения в том, что Вашингтону удастся поколебать настрой стран — членов организации на укрепление связей с Ираном.
— Члены ассоциации имеют достаточный вес и влияние для принятия самостоятельных решений, для этого они и объединились. Вашингтон попытается влиять на них, но будет делать это через отдельные, наиболее подверженные его влиянию страны. В настоящий момент это Филиппины, Сингапур и Таиланд, — пояснил «Известиям» эксперт.
По его мнению, американцы в своей политике будут использовать внутренние диспуты между Китаем и АСЕАН. Пекин и многие из членов организации имеют множественные территориальные споры в Южно-Китайском море. Россия традиционно занимает нейтральную позицию по этому вопросу, единственным арбитром для стран региона остаются Соединенные Штаты, и они этим пользуются. Несмотря на это, Владимир Мазырин предположил, что за договором о дружбе и сотрудничестве Ирана и АСЕАН может последовать договор о свободной торговле.
— Тем более если речь идет об Иране, представляющем достаточно крупную экономику. Если между сторонами уже наработан диалог, вряд ли они будут прислушиваться к мнению Вашингтона, — резюмировал эксперт.
Иранской стороне договор важен с точки зрения обретения новых партнеров, помимо России, Индии и Китая, которые не будут следовать американским санкциям, считает руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Фитин.
6 августа США запустят первую серию антииранских санкций, к 4 ноября Вашингтон обещал ввести вторичные санкции против иностранных компаний, которые продолжат сотрудничать с Ираном. Прежде всего речь идет о компаниях, занятых в энергосекторе, — таким образом США пытаются свести экспорт нефти из Исламской Республики к нулю.
— Но пока, несмотря на угрозы американцев, в Иране не ощущается особой паники по этому поводу. Кроме как на падающем курсе национальной валюты, ни на чем другом санкции еще не сказались, — отметил Владимир Фитин.
В начале мая Дональд Трамп в одностороннем порядке вывел США из ядерной сделки с Ираном, назвав ее условия неудовлетворительными и пообещав ввести новые санкции против экономики исламской республики. Пять других стран, выступивших гарантом соглашения с Тегераном, включая Россию, осудили решение Вашингтона.