Специальные лампы для обеззараживания воздуха, которые установлены в российских поездах, могут быть опасны для пассажиров. Об этом со ссылкой на исследование ученых сказано в заключении Минэкономразвития на проект Министерства транспорта. Речь идет об амальгамных лампах, содержащих ртуть. Если их разбить, возможно негативное влияние на здоровье людей. Минтранс ранее предлагал распространить требование о наличии обеззараживающих устройств на все государства Евразийского экономического союза. Однако проблема еще и в том, что сегодня есть всего один производитель таких ламп.
Минэкономразвития раскритиковало поправки Минтранса в техрегламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Проект соответствующего решения ЕЭК уточнял действующие требования к поездам, работающим на территории стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия). В частности, Минтранс предложил в обязательном порядке оборудовать пассажирские поезда устройствами обеззараживания воздуха. Речь об амальгамных бактерицидных лампах низкого давления. Их ультрафиолетовое излучение обладает обеззараживающими свойствами. Оборудование такими лампами всех российских поездов предусмотрено санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
Однако если устройство разобьется, это может быть опасно для находящихся в вагоне. Возможное негативное влияние на здоровье пассажиров отмечено в «Заключении по результатам гигиенической оценки, безопасности паров ртути в воздухе вагона ... при разрушении (бое) в условиях эксплуатации ламп амальгамных бактерицидных низкого давления» НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина (теперь Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава). Минэкономразвития ссылается на это заключение в отзыве, но в ведомстве не смогли предоставить его для ознакомления «Известиям».
Есть и еще одна проблема: единственный поставщик обеззараживающих ламп — ООО «Литтранссервис», отметили в Минэкономразвития. Чтобы исключить риск отсутствия поставщиков или монопольно высоких цен, стоит дополнительно проанализировать рынок безопасного оборудования для обеззараживания воздуха или хотя бы предусмотреть переходный период при введении новых требований, указано в заключении.
В «Литтранссервисе» заявили «Известиям», что информация о вреде ламп «не соответствует действительности». В компании отметили, что заключение исследователей «содержит вывод о безопасности амальгамных бактерицидных ламп низкого давления при их эксплуатации». По просьбе «Известий» представитель компании прислал скан-копии первого и последнего листов девятистраничного заключения НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина от 2016 года. В документе содержится вывод о том, что лампы безопасны при их эксплуатации в штатном режиме, а в условиях аварийной ситуации (одновременном разрушении колбы четырех ламп) не могут вызвать недопустимый риск кратковременным и однократным воздействием.
— Полный текст заключения невозможно предоставить по причине отсутствия согласия со стороны испытательной лаборатории, — отметили в организации.
В Центре стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава также сослались на повышенную «секретность» документа. В Минздраве не ответили на запрос «Известий» о подробностях исследования.
Разработчик может согласиться или не согласиться с заключением, объяснили «Известиям» в Минэкономразвития. В первом случае документ дорабатывается, во втором — поступает в правительство вместе с таблицей разногласий, составленной по результатам совещания представителей двух министерств. В Минтрансе не ответили, учтут ли замечания Минэкономразвития.
Проект поправок в техрегламент проходит внутригосударственное согласование в Российской Федерации, подтвердили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии. После завершения процедур на национальном уровне проект будет рассмотрен на заседании Совета ЕЭК, пояснили в организации.
Воздух во всех поездах в стране обеззараживают с помощью амальгамных ламп, отметил председатель союза пассажиров Кирилл Янков. Раз появились сомнения в их безопасности, стоит провести дополнительные испытания и проверки, прежде чем принять решение, полагает эксперт.
Если амальгамная лампа разобьется, пары ртути попадут в атмосферу и будут представлять опасность для здоровья пассажиров, пояснил председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин. Яд может оказать токсическое воздействие на легкие, почки, кожу и глаза, а также на нервную, пищеварительную и иммунную системы. Отравления ртутью могут грозить даже смертельным исходом, уточнил эксперт. Существуют светодиодные лампы для обеззараживания воздуха, и можно использовать их, предложил Сергей Гринин.
Лампы для обеззараживания воздуха находятся в закрытом отсеке вагона, поэтому их повреждение маловероятно, считает руководитель отдела гигиены труда ВНИИ железнодорожной гигиены Валерий Капцов. Само излучение безопасно для людей, отметил он. Эксперт подчеркнул, что обеззараживать воздух в транспорте необходимо, особенно в период подъема инфекционной заболеваемости.
В РЖД не смогли оперативно уточнить, все ли пассажирские поезда оборудованы амальгамными УФ-лампами.
Справка «Известий»Амальгамные бактерицидные УФ-лампы низкого давления устанавливают в системы вентиляции и кондиционирования. Они обеззараживают так называемый рециркуляционный воздух — то есть тот, который удаляется из помещения, а потом снова возвращается через смесительную камеру, нагревая или охлаждая приточный воздух.
Амальгамные лампы используются для обеззараживания воды и медицинских приборов.