В погоне за русским золотом

Зачем крейсер «Дмитрий Донской» собираются поднять со дна Японского моря
Денис Комаровский
Фото: wikipedia.org/CC0/Public Domain/U.S. Navy

Южнокорейские исследователи нашли возле острова Уллындо в Японском море российский крейсер «Дмитрий Донской», погибший на второй день после Цусимского сражения. Обнаружение крейсера опять вернуло к жизни старую легенду о несметных запасах золота на борту некоторых российских кораблей, погибших в Цусиме.

Крейсер обнаружен там, где его и затопила команда утром 16 мая 1905 года — менее чем в полутора километрах от острова Уллындо (Дажелет) на глубине 434 м. Южнокорейская компания Shinil Group, которая и вела поиски, уже говорит о том, что намерена поднять крейсер.

Если это так, то событие будет уникальное с исторической точки зрения. Но дело в том, что в истории «Донского» есть двойное дно, и связано оно с давним мифом о тоннах русского золота, ушедшего на дно в Цусиме. Корейцы вбили себе в голову, что на борту крейсера якобы находятся драгметаллы на сумму $133 млрд.

Обломки российского крейсера «Дмитрий Донской»
Фото: Кадр из видео Shinil Group

Дома мог сидеть

«Дмитрий Донской» к началу Русско-японской войны уже безнадежно устарел и числился учебным кораблем. Построенный в 1881–1886 годах, он был принят на флот как «полуброненосный фрегат».

Россия, видя среди своих основных морских соперников Англию, особое внимание в те годы уделяло крейсерским силам — истребителям торговли. «Донской», как и однотипный «Владимир Мономах» (тоже погибший в Цусиме), были своего рода океанской элитой этого племени рабочих лошадей — их тяжелое вооружение (первоначально планировались 229 мм орудия, потом были установлены 203 мм) позволяло при случае сцепиться боем и с британскими одноклассниками, которым они в целом всё же уступали.

Огромным минусом стало парусное вооружение, по традиции установленное на броненосные крейсера. Смысла в нем было чуть, так как тяжелые корабли с крупными гребными винтами уже не могли нормально ходить под парусами. При первой же возможности тяжелый рангоут демонтировали, поставив вместо него легкие мачты.

Корабли вышли не очень удачные, в 1895 году «Донского» перевооружили на новую артиллерию калибра 152 мм, а потом и вовсе определили в учебные корабли для Тихого океана. Осенью 1903 года в составе отряда адмирала Вирениуса «Донской» вышел в Порт-Артур (кстати, среди прочих, вместе с ним пошла и «Аврора»). Но начавшаяся война не позволила кораблям добраться до театра, и они вернулись на Балтику. По дороге «Донской» немного погонял «контрабанду» (торговые суда, идущие с грузом в Японию).

Так бы он и закончил свою жизнь блокшивом, если бы не катастрофические неудачи Первой тихоокеанской эскадры в Русско-японской войне, потребовавшие от Балтфлота выставить на бой всё, что только было можно.

Крейсер затонул в 1905 году
Фото: wikipedia.org

Чудовищный разгром основных сил эскадры днем 14 мая 1905 года в Цусимском проливе «Донского» почти не задел. Крейсер ускользнул от атак миноносцев и скрылся в темноте, исполняя последний общий приказ адмирала Рожественского — прорываться во Владивосток. Исполнить почти получилось: вместе с эсминцами «Бедовый» и «Грозный» крейсер шел на север, когда их группу догнал миноносец «Буйный», на котором ушел с тонущего «Князя Суворова» Рожественский со своим штабом. Командующий перебрался на «Бедовый» (он был в лучшем техническом состоянии), а на «Донской» сгрузили людей, спасенных с броненосца «Ослябя», — первой жертвы сражения.

Рожественский забрал «Грозный» и ушел во Владивосток. По дороге туда он попадется японцам и сдастся в плен («Грозный» прорвется).

Поскольку «Буйный» был в очень плохом состоянии, с него сгрузили команду и затопили. Пока возились, уже во второй половине дня 15 мая подошел отряд из шести японских легких крейсеров.

«Донской» довольно долго и успешно огрызался, но получил повреждения, не совместимые с продолжением пути во Владивосток. На ночь он отошел к Дажелету, с него сгрузили на берег команду. Утром крейсер отвели от берега и открыли кингстоны. В 9:15 16 мая «Дмитрий Донской» лег на дно.

Золотые миражи

Банальная вроде бы история выживших после «кроссинга» в бою 14 мая: ушел, попробовал улизнуть, был найден, дрался и погиб (варианты: сдался, сумел уйти). В чем интерес искать, если всё дно Цусимского пролива завалено погибшими кораблями?

В 1933 году отставной лейтенант американского флота Гарри Ризберг, лихой искатель подводных сокровищ, публикует книгу «600 миллиардов в воде», где пытается собрать реестр ценностей, покоящихся на морском дне.

В числе прочего Ризберг пишет со ссылкой на анонимные источники, что четыре корабля русской эскадры везли золото в слитках на сумму $5 млн того времени. Самая большая часть находилась на борту «Адмирала Нахимова», однако был в списке и «Дмитрий Донской».

Что характерно, есть еще несколько анонимных свидетельств уровня «двоюродная бабка знакомого рыбака рассказала, сама не видела, но знающие люди говорят — точно было». Нет никаких документов или более-менее авторизованных российских свидетельств, что на эскадре был какой-то особо крупный золотой запас. Да и зачем он там? Объясняют, что эскадра готовилась крупно потратиться на ремонт и эксплуатацию — но, напомним, Рожественский шел во Владивосток. Туда золото как-то проще и безопаснее доставить по железной дороге, если оно вообще нужно для таких вещей, как ремонт казенных броненосцев на казенных же базах флота.

Фото: Depositphotos.com

Дальше — больше. В конце 1970-х годов эксцентричный японский миллионер Такэо Сасагава загорелся идеей поднять золото с «Нахимова». Крейсер нашли, подняли с него несколько предметов… после этого начались странности. Сасагава показывал некоторые металлические слитки, совершенно не подходившие под стандарты русского госбанка. Миллионер утверждал, что это платина, а на борту крейсера лежат 5500 ящиков с золотыми монетами и драгметаллами на общую сумму $35 млрд. Каким образом 5 млн Ризберга, и без того мифические, выросли на четыре порядка, не может объяснить никто, даже с учетом инфляции.

Работы не клеились, Сасагава созывал пресс-конференции, где рассказывал про то, что «еще немного и золотой ключик наш», но фактически продвижения не было. Сасагава умер в 1982 году, и о проекте все забыли до нынешнего времени.

Теперь вот новая напасть — 133 млрд на бедном «Донском». Как сопоставить эти цифры? Например, так: биржевая цена тонны золота сейчас — около $40 млн. Таким образом, чтобы соответствовать этим оценкам, крейсер должен был нести в трюмах свыше 3300 т золота. Водоизмещение крейсера при этом — 5800 т. Как говорится, матчасть выучите для начала, что ли...