«Мы надеемся на Россию»

Посол Палестины в России Абдель Хафиз Нофаль — о визите Махмуда Аббаса в Москву, палестино-израильском кризисе и ЧМ-2018
Кирилл Гулов
Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

Россия может оказать серьезное влияние на урегулирование палестино-израильского конфликта. Об этом в интервью «Известиям» заявил посол Палестины в России Абдель Хафиз Нофаль. Во время беседы он также рассказал о вопросах, обсуждавшихся во время встречи президента РФ Владимира Путина и его палестинского коллеги Махмуда Аббаса в Москве, впечатлениях от чемпионата мира 2018 и последствиях принятия Израилем закона о национальном характере государства.

— В Москве на прошлой неделе побывал глава Государства Палестина Махмуд Аббас. Что обсуждалось на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным?

— Разговор велся о давних проблемах региона. В первую очередь президент Аббас выразил благодарность российскому руководству за гостеприимство и теплый прием, а также за участие в урегулировании палестинской проблемы.

Обсуждался американский план по Палестине и то, как противостоять его реализации. Мы, палестинцы, отвергли этот план в первый же день. Заплатив высокую цену, мы готовы отказываться от него до тех пор, пока не будут реализованы законные права палестинцев. Это стало одним из посылов президента Аббаса во время встречи.

Президент Государства Палестина Махмуд Аббас и президент РФ Владимир Путин во время встречи в Кремле
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Мы привержены мирному процессу, однако Израиль начал «откусывать» части (территорий. — «Известия») — одним из примеров является расширение поселенческой активности. Также можно упомянуть блокирование Израилем счетов, с которых выплачиваются компенсации семьям погибших и заключенным.

На встрече с президентом Путиным также обсуждался следующий шаг. Мы считаем, что требуется новый международный механизм (ближневосточного урегулирования. — «Известия») — Махмуд Аббас заявлял об этом с трибуны ООН. Согласно плану, в него должны войти пять сторон — Россия, США, Китай, ЕС и ООН. И у РФ большая роль в этом вопросе. Мы отмечаем, что у Москвы хорошие отношения с Израилем. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху приезжал в Москву несколько дней назад и присутствовал на полуфинале чемпионата мира по футболу. 1,5 млн россиян являются гражданами Израиля. У России хорошие отношения и с Палестиной. Поэтому, я думаю, Москва обладает более глубоким знанием вопроса и ее роль должна быть больше.

Помимо этого, на повестке были двусторонние российско-палестинские отношения в экономической, политической и других сферах.

— Были ли подписаны какие-либо соглашения?

— Решено, что через два месяца, в конце сентября — начале октября, состоится заседание межправительственной российско-палестинской комиссии в городе Рамалла. Председательствовать на нем будет министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Речь пойдет о различных вопросах сотрудничества. Мы надеемся, что у этого заседания будут результаты.

— Мы затронули роль России в решении палестинского вопроса. На ваш взгляд, сможет ли наша страна реализовать дипломатический и гуманитарный опыт, полученный за время сирийской операции для решения иных вопросов на Ближнем Востоке?

— Министр иностранных дел Сергей Лавров на прошлогодней конференции в Мюнхене заявил, что решение палестино-израильского конфликта и сирийского вопроса создаст подходящую почву для урегулирования более сложных проблем региона. Мы считаем, что Россия должна быть еще больше вовлечена в решение проблем региона. У нее большой положительный исторический опыт. РФ никогда не была колониальной державой, у нее близкие отношения со всеми сторонами и географически она находится рядом с регионом. Есть запрос как палестинцев, так и арабских стран на участие России в делах региона. Мы уверены в ее положительном влиянии.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время выступления на 53-й Мюнхенской конференции
Фото: ТАСС/Александр Щербак

— Как можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию на Западном берегу и в секторе Газа?

— Между нами и Израилем имеется поэтапное соглашение в рамках реализации принципа «Два народа — два государства». Весь мир — более 140 стран, в том числе Российская Федерация и даже США — поддержали его и признали, что оно является наилучшим решением. Сейчас Израиль уклоняется от него и продолжает строительство еврейских поселений, конфискацию земель, нарушаются права беженцев. Эти действия препятствуют политическому решению.

Израильская сторона блокирует Сектор Газа и увеличивает количество поселений — на Западном берегу сейчас проживают 700 тыс. поселенцев. Это означает, что через некоторое время мы не сможем найти то, ради чего можно вести переговоры.

— В Израиле сейчас принимается закон о национальном характере государства. Как это отразится на ситуации?

— Принятие этого закона может стать опаснейшим решением. Даже израильский президент Реувен Ривлин раскритиковал закон, назвав его недемократичным. В Израиле живут 1,8 млн палестинцев, то есть правительство притесняет такое многочисленное меньшинство, проживающее в стране.

Фото: REUTERS/Ibraheem Abu Mustafa

И сейчас по этому поводу возникли очередные противоречия между ЕС и Израилем. Европа выступила против принятия этого закона. Мы, конечно, тоже не приемлем его. Ведь в случае его принятия почти 2 млн палестинцев, живущих в Израиле, окажутся под ударом.

— Между Россией и Палестиной существуют давние традиции культурного обмена...

— Православная церковь в Палестине является важнейшей из церквей, поэтому Махмудом Аббасом было принято решение о возвращении недвижимости и земель в ведение РПЦ. И руководство Русской православной церкви выразило благодарность президенту за это. Примерно 450–500 тыс. россиян приезжают в Палестину с туристическими или паломническими целями. Ранее президент Путин заявил о намерении увеличить это число до миллиона человек.

Палестинцы тоже ездят в Россию — в образовательных, туристических целях или по рабочим вопросам. И их число постоянно увеличивается.

— Как развиваются отношения наших стран в инвестиционном плане?

— У нас имеются возможности для совместных инвестиций. 25 российских компаний работают в Палестине — вкладываются, как правило, в сферу туризма, промышленности, например, в производство медикаментов, сельскохозяйственной продукции. Предполагается открытие палестинского коммерческого центра в российской столице в течение ближайшего времени. Тогда в Москву будет поступать сельскохозяйственная продукция из Палестины. Конечно, существуют проблемы, но ситуация развивается в лучшую сторону.

— Вопрос, который нельзя было не задать: как вы оцениваете проведение чемпионата мира по футболу в России?

— Могу подтвердить слова президента Махмуда Аббаса. Проведение ЧМ по футболу — новый этап в современной истории России. Логистические, социальные, культурные приготовления, встреча гостей, подготовка — всё было на высочайшем уровне. Кроме того, были приняты беспрецедентные меры безопасности, что очень важно в то время, когда весь мир страдает от терроризма. Более 2 млн человек посетили эту прекрасную страну за ограниченный промежуток времени. Это стало сенсацией по удобству и безопасности, по уровню счастья, которое было доставлено болельщикам. Поэтому спасибо России, спасибо президенту Путину, спасибо российскому руководству за это важное достижение.

— У Махмуда Аббаса были проблемы со здоровьем. Как он себя чувствует?

— Все люди подвержены болезням. Самочувствие президента хорошее, оно позволяет ему совершать зарубежные поездки, он готов вести диалог — это подтверждает его встреча с Владимиром Путиным и присутствие на финале чемпионата мира по футболу.