Специальный налоговый режим для майнеров и владельцев криптовалют создавать не планируется, рассказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. На обладателей цифровых денег будут распространяться уже существующие в Налоговом кодексе нормы. Если оборотом криптовалют занимается физлицо, то с него будет взиматься НДФЛ, если юрлицо — налогообложение будет соответствовать форме его бизнеса. При этом в Минфине «Известиям» сообщили, что вопрос налогообложения должен решаться после принятия законопроекта о цифровых деньгах.
Сейчас в нижней палате парламента действует отдельная рабочая группа по подготовке поправок ко второму чтению законопроекта о цифровых финансовых активах (криптовалютах). Планируется, что он будет принят в осеннюю сессию Госдумы, сообщил «Известиям» один из его авторов Анатолий Аксаков.
Правительство в своем положительном отзыве на депутатский законопроект поручало проработать ко второму чтению вопрос о налогообложении майнинга и оборота криптовалют. По словам Анатолия Аксакова, в этом документе не будут описаны отдельные налоговые режимы для владельцев цифровых денег. Это означает, что к майнингу и обороту криптовалют будут применяться все те подходы, которые сейчас существуют в Налоговом кодексе. Если криптовалютами занимается физлицо, то с него будет взиматься 13-процентный налог на доходы, если юрлицо — то налогообложение будет зависеть от его формы бизнеса, пояснил Анатолий Аксаков. Например, такой предприниматель мог бы работать по упрощенной системе налогообложения (УСН) или платить налог на прибыль.
При этом глава комитета ГД по финрынкам не исключил, что отдельные режимы налогообложения для майнинга и оборота криптовалют могут появиться, если в правительстве выразят инициативу их создать.
— Если захотят отдельно описывать для этих видов бизнеса, то напишут. Пока налоговые вопросы мы никак не описываем. Это означает, что Налоговый кодекс действует для этого вида бизнеса, — подчеркнул Анатолий Аксаков.
В пресс-службе Минфина «Известиям» сообщили, что сначала нужно законодательно прописать определение криптовалюты, а затем решать вопрос с налогообложением. При этом в министерстве отметили, что расчеты с цифровыми деньгами в повседневной жизни между физлицами разрешать не планируется, поскольку единственным платежным средством в России является рубль. Ранее в Минфине не исключали такую возможность.
Позиция Центробанка по поводу криптовалют изложена в законопроектах и цифровых финансовых активах, краудфандинге и изменениях в Гражданский кодекс, сообщили «Известиям» в пресс-службе регулятора. От более подробных комментариев в ЦБ воздержались.
Цель депутатского законопроекта — закрепить в российском праве определение финансовых активов, которые создаются или выпускаются с использованием цифровых технологий. Для этого вводятся такие понятия, как криптовалюта, токен и другие. Документ был разработан по поручению президента.
В профессиональном сообществе считают необходимым разработать отдельный налоговый режим для майнинга и оборота криптовалют, отметил вице-президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков. Он не исключил, что Минфин может внести на рассмотрение положения, связанные с налогообложением, уже после принятия законопроекта во втором чтении, когда большинство концептуальных вопросов будет решено и основные противоречия сняты.
Криптовалюты не являются законным средством платежа, поэтому должны облагаться налогами, как обыкновенные активы, отметил аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Однако если под цифровые деньги создать отдельный режим льготного налогообложения, то возникнет риск уклонения от уплаты налогов с их использованием, считает эксперт. А если ввести более высокую налоговую нагрузку — будет риск вытеснения использующих подобные инструменты компаний из российской юрисдикции, обозначил риски аналитик.
Обмен криптовалют на денежные единицы на сумму 600 тыс. рублей и более будет подпадать под обязательный валютный контроль. Об этом сказано в правительственном отзыве на депутатский законопроект. Операции на такую сумму уже отслеживаются российскими банками в целях противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.