Голуби у Карлова моста взметнулись с проезжей части, вслед за ними бегством на тротуар спасаются туристы: легион идет. Тысячи всадников в черных кожаных доспехах, пластиковых шлемах на сверкающих хромированных чопперах нарушили общую композицию старого готического города. Милые красные трамвайчики, кажется, замерли от испуга и удивления, глядя на этот рычащий мотоциклетный карнавал. Так парадом отмечают 115-й день рождения легендарной фирмы Harley-Davidson байкеры со всего света. В деталях преданной дружбы человека и его верного стального коня разбирался корреспондент iz.ru в эпицентре торжества.
Рычание в сердце Богемии
Главный архитектор всей этой красоты, вероятно, сам Господь, мелькает в голове россиянина мысль при первом визите в Прагу. Туристов здесь ежедневно целая армия. Из собственного опыта: главное — не натолкнуться на такого же, как ты, зеваку, когда крутишь головой на 360 градусов, раскрыв варежку от восторга. Например, взгляд жадно обшаривает колючие, как терновый куст, контуры собора святого Вита, а ноги продолжают шагать в направлении новых культобъектов... Бац, и ты сталкиваешься с таким же ротозеем... Часами можно разглядывать скульптуры вдоль Карлова моста, но толпа не даст тебе этого сделать — увлечет за собой против воли. Не беда, ведь живое течение вынесет тебя в лабиринт улочек старой Праги на правом берегу Влтавы.
Местный язык непростой — слишком много подряд стоящих согласных в словах. Особенно в названиях улиц: Напрсткова, Платнержская, Кржижовницкая. Поэтому ориентироваться затруднительно, а помощи у местных просить хлопотно, английский знает далеко не каждый пражанин. Заблудиться можно, но с голоду не помрешь. Чтобы перекусить достаточно помнить несколько слов: пиво, колено, кнедлик. С пивом-то понятно, в Чехии оно почти совершенство. Колено — это гигантских размеров порция свиной ноги, замаринованная по чешскому рецепту и запеченная на вертеле. Ну а кнедлики — это вареные или паровые круглые котлетки из теста или картофеля.
Наверняка соблазнительная кухня и декорации «Каменного города» стали главными причинами выбора Праги в качестве места сбора на праздник Harley-Davidson. Впрочем, еще одна причина — местное мотосообщество считается старейшим в Европе, ему исполняется в этом году 90 лет. Все гостиницы, улицы, рестораны забиты людьми в брендированной одежде мотопроизводителя. Двойная фамилия байка везде — на куртках, банданах, косухах. Даже кеды — и те c HD на кантах и пятках.
«Белье с символикой байкеры тоже носят», — шутит (а может, и серьезно говорит) мотоциклистка из отеля, где остановился корреспондент iz.ru. К слову, гостиница на несколько дней изменила свой облик в угоду юбиляру и тоже сплошь покрылась символикой. Американский маркетинг в действии, ничего не скажешь.
Власти города позволили организаторам расположить свой лагерь не где-нибудь, а в Выставиште — это знаменитый выставочный комплекс в Праге, отдаленно напоминающий нашу ВДНХ, только не таких гигантских размеров. Экспо примыкает к великолепному парку Стромовка, бывшему Королевскому заповеднику.
Интернационал на колесах
Терпение местных жителей достойно памятника — все четыре дня слета почти круглосуточно на площади гудели моторы, играла музыка, взрывались хлопушки, фейерверки, играла не самая спокойная музыка, а пиво и напитки покрепче лились рекой. Вряд ли любой горожанин будет в восторге от таких гуляний, а чехи вообще рано спать ложатся... Но население было явно довольно приездом колоритных гостей. А в качестве компенсации за неудобства организаторы позволили жителям «пострадавшего» района бесплатно посещать свои мероприятия.
Посмотреть в лагере было на что: выставки, концерты, бои муай-тай. Да и самих гостей фестиваля с их байками оценить любопытно, ведь редкий спортивный турнир похвастается таким международным коктейлем. Свою «прописку» на огромной карте мира флажком-иголочкой мог нанести каждый гость праздника — стенд находился в центральном павильоне. Интересная получилась картина. Больше всего флажков в США, Канаде, Западной и Восточной Европе, Турции. Чуть меньше галочками утыканы территории Марокко, Колумбии, Индии, России. Есть гости из Намибии, ЮАР, Парагвая, Камеруна, Киргизии, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии
«Сюда даже из Катара люди приехали», — заметила правнучка одного из основателей компании Карен Дэвидсон во время пресс-конференции.
Добирались сюда байкеры со всего света, кто как. Не стесненные в средствах мотолюбители имеют минимум два «харлея» — один под пятой точкой там, где живут постоянно, другой — в Европе, чтобы не перебрасывать технику через океан или не мучить себя длинными переездами. Прилетел на самолете — и катайся. Но есть и те, кто путешествует дедовским способом — в седле из точки в точку. Они и есть настоящие рыцари дорог. Наш соотечественник Сергей Каменев, глава группы HOG, объединяющей любителей марки в странах СНГ, как раз один из таких.
Автор цитаты
HOG — самый многочисленный мотоклуб планеты, созданный Harley-Davidson в 1983 году и насчитывающий на сегодняшний день больше миллиона участников. Организация проводит самые разнообразные мероприятия для владельцев брендовых мотоциклов, в первую очередь поездок. Членство в клубе бесплатное только в течение первого года после покупки, в дальнейшем взносы платятся ежегодно, есть возможность купить пожизненное участие. «Хоговец» имеет право на ношение специальных нашивок, значков, получение скидок от партнеров и прочие бонусы. Клуб стимулирует эксплуатацию мотоциклов за счет всевозможных туров, что увеличивает износ мотоцикла, а значит, и спрос на запчасти, прочие аксессуара. Иными словами, помогает предприятию зарабатывать еще больше. Кстати, название HOG (Harley Owners Group — клуб владельцев Harley) перекликается с другим забавным фактом в биографии компании. В 20-х годах прошлого столетия талисманом гоночной команды HD был кабан — с диким поросеночком на руках делали круг почета гонщики-победители. Вероятно, аббревиатура клуба не случайно совпала с английским словом Hog — кабан.
Слово товарищу Каменеву
Каменев в первую очередь путешественник. Сергей признается, что «харлей» был не первым его мотоциклом. До этого гонял на «Хонде», BMW. Он считает, что главная фишка HD — узнаваемость и повсеместная народная любовь. Еще бы, все же смотрели «Терминатор-2», где герой Шварценеггера гоняет на Fat Boy 1990 года выпуска, и другие фильмы, где засветился бренд-юбиляр.
О приключениях на мотоцикле Каменев может рассказывать часами. Одну только дорогу до Праги целый день с товарищами обсуждали.
«Наши парни из Краснодара торопились, и один въехал в другого. Товарищ вылетел с дороги и упал в болото, по самый руль увяз. Боковые кофры в воде, а там колонки, музыка... Фурой вытащили... И он завелся», — рассказывает свежую историю Сергей.
Собеседник iz.ru — любитель рискованных туров. Говорит, что не любит истоптанных дорожек. В одиночку он отправился в Алжир. Где чудом избежал неприятностей с властями, которые настороженно относятся к чужакам на их земле.
«Просидел несколько часов за решеткой, уже со свободой попрощался. Но шеф полиции оказался выпускником Университета Патриса Лумумбы. Алжирцы очень любят русских и помнят до сих пор, что Советский Союз оказывал помощь их стране. Мне выделили эскорт из двух полицейских машин, город показали. Когда мой новый знакомый узнал, что я собираюсь посмотреть Южную Сахару, он выделил мне провожатого — отставного спецназовца, так как в то время была неспокойная ситуация на границе с Марокко. Этот парень сопровождал меня четыре дня на такси вместе со своей женой-казашкой, которая выполняла роль переводчика. Причем девушка была беременна. Это очень меня тронуло», — вспоминает Сергей.
А еще Каменев наткнулся на поселение русских староверов в Аргентине, которые едят деревянными ложками и живут без света. Визиту земляков там были не слишком рады.
«Мы им: «Привет!» А они детей попрятали», — вспоминает встречу Сергей. Доводилось байкеру бывать в фавелах Бразилии и жевать шашлык в компании аргентинских гаишников во дворе полицейского участка. Был случай, его заправляли из бака газонокосилки в Чили.
«Южноамериканцы очень простые люди и очень отзывчивые. Девушка-чилийка с ресепшен в отеле, где я остановился, и ее муж пригласили меня к себе в гости, а потом показали мне их город. Я пытался их угостить чем-нибудь, но они категорически отказывались, даже обижались. Хотя живут сами очень бедно. До сих пор дружим», — рассказывает Сергей.
Двухколесный советский фронтовик
Прага особенный город для россиян — здесь была поставлена точка в Великой Отечественной войне (Пражская наступательная операция 6–11 мая 1945 года). СССР вместе с союзными войсками Польши, Румынии и Чехословакии окончательно разгромили немецкую группу армий «Центр». Был на выставке и экспонат, связанный с этой героической эпохой, дорогой сердцу советского фронтовика.
Да, одними из первых и самыми многочисленными пользователями «харлеев» за пределами США были... наши ветераны. Модель WLA-42 (в народе «ВЛА-шка») по праву может называться мотоциклом Победы — байк поступал в Союз по ленд-лизу и составлял большую часть мотопарка Красной армии. «Харлей» пригодился разведке, фельдъегерям, мобильным ударным подразделениям.
Не будет преувеличением сказать, что «Освободитель» (Liberator — такое прозвище транспорт получил на родине) полюбился советскому солдату и офицеру. В первую очередь за комфорт для ездока: седло почти анатомической формы было установлено на длинноходной пружине — амортизация берегла позвонки, почки и пятую точку военнослужащего в условиях сильного бездорожья. А еще машина была надежной, неприхотливой, маневренной и скоростной. Полюбилась настолько, что после войны «ВЛА-шка» перекочевала в гражданские ведомства — особенно востребованы «харлеи» были в ОРУДах (отдел по регулированию уличного движения — предшественник нынешней ГИБДД). И даже после списания мотоциклы продолжали колесить по Стране Советов — их выкупали частники. По подсчетам Военно-технического музея, в Советский Союз всего поступило около 58 тыс. мотоциклов. После войны значительная часть их осела в гарнизоне московской милиции.
Моторы хулиганов
Сегодня целевая аудитория мотогиганта — это респектабельные люди по всему свету. А значит, как правило, законопослушные — на праздник приехали целые семьи байкеров: дедушки, бабушки и их взрослые дети, разделяющие увлечения предков.
Но так было не всегда. Был «харлей» в чести и у членов банд, расплодившихся в 60–80-х годах прошлого столетия. Они промышляли наркоторговлей, незаконным оборотом оружия и другими опасными преступлениями. Они же романтизировали образ «беспечного ездока». Например, райдерам с мелкоуголовными наклонностям производители обязаны спросом на «чопперы» (от англ. chop — рубить). Этот стиль байка появился благодаря изобретательности хулиганов. Им постоянно приходилось удирать от полиции, которая в США второй половины прошлого столетия тоже сидела на «харлеях». Чтобы облегчить вес мотоцикла, преступники снимали с него все второстепенные детали — крылья, зеркала, фонари. Это давало нарушителям преимущество в скорости. Яркий представитель этого подвида — легендарный «Капитан Америка», показанный в фильме «Беспечный ездок» (по паспорту это Harley-Davidson FL, модель 1951 года).
Образ байкера в кожаной жилетке, волосатого, грузного, с бородой, татуировками на руках и подружкой под стать себе — это лишь то, что лежит на поверхности. Но есть еще и более тонкая материя «харлеевщины», граничащая с искусством, она скрывается за понятием «кастомизация» (от англ. custom — заказ). По сути это тюнинг мотоциклов. Но какой! Настоящие шедевры кустарных мастеров мотопрома на базе «харлея» были представлены в Праге в отдельном павильоне. Здесь есть мотоциклы, расписанные по мотивам Сикстинской капеллы Микеланджело. Другой красавец, как скелет невиданного зверя с хребтом, у третьего бак больше напоминает яйцо Фаберже. Глаз не отвести.
Байкер равно рокер
В те далекие времена, когда в Россию только-только пришла гласность, а вместе с ней много всего нового (хорошего и плохого), под словом «рокер» подразумевался не только приверженец одноименного направления в музыке... Это был человек в косухе, инкрустированной шипами, колечками, гайками, непременно с англоязычными шевронами и... на мотоцикле. Даже популярный мультик про брутальных инопланетных грызунов на мотиках в российский прокат вышел под названием «Мыши-рокеры с Марса». И, в принципе, переводчики были недалеки от истины: рок — один из столпов, на которых зиждется образ жизни байкера. Не случайно центральным событием юбилейного гулянья в Праге для многих олдскульных байкеров стал концерт величайшей рок-н-ролльной группы в мире — Rolling Stones.
Мега-концерт дедушек современного рока прошел на огромном поле в пригороде Праги. На входе строгие охранники заставляли избавляться от бутылок с водой — то ли подозревали, что в таре пронесут крепкий алкоголь, то ли расчищали простор для местных торговцев напитками.
«Вы не можете пройти на концерт с вашей GoPro, да еще с моноподом. На вытянутой руке можно сделать качественную запись концерта», — докопался (на английском языке) секьюрити до моего китайского аналога экшн-камеры. Пришлось за 100 чешских крон (около 300 рублей) сдать устройство в депозитарий.
Затертые джинсы, темные футболки и кожаные жилеты с символикой Harley-Davidson — знаменитой красной табличкой с названием и американским орлом. Кстати, клеймо появилось с легкой руки тетки одного из основателей — Джейн Дэвидсон. Когда ее племянник Артур и его приятель Уильям Харли мастерили их первый мотоцикл в своем знаменитом сарайчике в Милуоки (штат Висконсин), она шутки ради написала на его дверях Harley-Davidson Motor Company и подчеркнула буквы красным. Ну а гордая птица символизирует свободу. Конкуренцию этим картинкам составляет разве что принт на футболках со знаменитым изображением губ и высунутого языка Мика Джаггера — это символ «роллингов».
В экстазе, закинув голову с длинными растрепанными седыми волосами, качается и дергает щуплыми плечами в такт композиции Paint it Black верный фанат Джаггера и его команды. На вид ему лет 70, но поспорил бы с этим определением его возрастной группы. Сняв свою кожанку и оголив бледный худой торс, он гордо озирается по сторонам и недоумевает, почему это молодежь не так энергично отрывается вместе с ним под бунтарскую музыку байкеров.