Незабываемый Нуреев

Фестиваль в Казани представил премьеру «Баядерки», любимого балета великого танцовщика
Зоя Игумнова
Фото: пресс-служба ТАГТОиБ им.М.Джалиля

Центральным событием XXXI Международного фестиваля имени Рудольфа Нуреева стала премьера балета «Баядерка» Людвига Минкуса с хореографией Мариуса Петипа. На сцену Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля вышли звезды мирового танца.

«Баядерка» — один из самых любимых балетов «летающего татарина». Так назвали Нуреева парижские критики, увидев его в партии Солора. Он танцевал эту партию на многих мировых сценах. А в 1992 году в Гранд-опера Рудольф Нуреев завершил свою карьеру собственной постановкой «Баядерки». Тогда партию Солора танцевал Лоран Илер — ныне худрук балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В Казани «Баядерку» ставили трижды — в 1992-м, 1998-м и 2007-м. Менялось художественное оформление, состав исполнителей, вносились купюры в хореографию, но спектакль неизменно оставался одним из самых ярких и трудоемких.

— «Баядерка» — это шедевр Петипа, вошедший в мировую хореографию, иметь его в своем репертуаре может позволить себе лишь высокопрофессиональная труппа, — рассказал «Известиям» художественный руководитель балета театра, заслуженный артист России Владимир Яковлев. — В нем есть и белая классика, и характерные, гротесковые танцы. А еще роскошные декорации и костюмы. Это во всех смыслах монументальный балет.

Действие разворачивается в Индии. Увидев буйство красок на сцене, некоторые сочтут его перебором. Но такому решению есть объяснение.

— Петипа был сторонником помпезных постановок, он увлекался индийской культурой, любил всё аутентичное, яркое, — пояснил Владимир Яковлев. — Я помню, как в молодости сам танцевал негритенка в Мариинском театре, тогда в Кировском. Это был дорогой спектакль. Детально прорабатывали костюмы и декорации. И даже на бивнях слона, которого выкатывали на сцену, были серебряные змейки.

В Казани Индию представили богатой и яркой. Сценограф Андрей Злобин и художник по костюмам Анна Ипатьева использовали бирюзу, фуксию, фиолетовый, желтый, оранжевый и красный цвета. К премьере «Баядерки» было сшито три сотни костюмов из натуральных тканей, которые художники привезли из Индии.

— Люди приходят в театр получить эстетическое удовольствие, и наш спектакль не обманывает их ожидания, — продолжил постановщик. — Занавес только открывается, еще ничего не происходит, но у зрителей уже праздник.

Главные партии в балете о любви и измене исполнили солисты казанского театра оперы и балета, в числе которых Кристина Андреева (Никия) и Аманда Гомес (Гамзатти). В партии Солора выступил заслуженный артист Татарстана и лауреат международных конкурсов Олег Ивенко, который недавно сыграл роль Рудольфа Нуреева в голливудской картине «Белый ворон». На главную роль танцовщика пригласил режиссер и актер Рэйф Файнс, известный по фильмам «Английский пациент» и «Список Шиндлера».

Во втором составе постановщик задействовал приглашенных звезд. Роль Никии исполнила Матильда Фрустье из Балета Сан-Франциско. Это дебют балерины в «Баядерке». В партии Солора вышел ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко. Гамзатти танцевала первая солистка Большого театра Анна Тихомирова. В образе Золотого Божка появился лауреат международных конкурсов, японский танцовщик Коя Окава.

По словам Владимира Яковлева, спектакль на 90% соответствует первоначальной версии великого Мариуса Ивановича Петипа.

— Единственное, чего в балете нет, так это финальной сцены с разрушением замка, — признался постановщик. — Но сейчас ее почти никто не ставит.

Кроме «Баядерки» Нуреевский фестиваль подготовил для зрителей множество приятных сюрпризов. 16 и 17 мая Борис Эйфман представит свою постановку «Чайковский. Pro et contra». А 23 мая, в день закрытия форума, состоится выступление Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Зрители увидят три одноактных балета — «Сюита в белом», «Маленькая смерть» и «Вторая деталь».