Как скажется на поездках в летние лагеря запрет на групповые детские перевозки в автобусах старше десяти лет, вступающий в силу с 1 июля? Насколько повысятся цены на аренду автобусов из-за Чемпионата мира по футболу? Почему именно маршрут Москва–Петербург выбран пилотным маршрутом, на котором детей в поездах будут перевозить без взрослых, в сопровождении проводников? В преддверии школьных каникул эти и другие вопросы эксперты обсудили на круглом столе «Известий».
В лагеря — своим ходом
«Известия»: С 1 июля 2018 года вводится запрет на перевозку организованных групп детей в автобусах, выпущенных больше 10 лет назад. Пока это касается автобусов до 5 т, с октября ограничение затронет уже все автобусы. Хватит ли новых автомобилей для перевозки школьников в летние лагеря? И сколько машин уже не прошли проверку?
Станислав Измайлов, начальник отдела эксплуатации автобусного и троллейбусного транспорта ГУП «Мосгортранс»: «Мосгортранс» ежегодно принимает участие в организованных перевозках групп детей. В этом году мы пока справляемся с объемом. На предприятие поступили 170 предварительных заявок на перевозку организованных групп детей. Весь подвижной состав соответствует действующим требованиям постановления правительства № 1177. Пока у нас лишь 40 автобусов, которые не допустят к перевозкам.
В 2017 году мы обновили парк — в эксплуатацию поступили автобусы Setra. В этом году их задействуют в обслуживании чемпионата мира по футболу и в перевозке детских групп.
«Известия»: Сколько заявок было в прошлом году?
Станислав Измайлов: Более 300 заявок.
«Известия»: Сколько в Москве автобусов старше десяти лет?
Станислав Измайлов: В Москве есть и коммерческие перевозчики, о них я ничего не могу сказать. В ГУП «Мосгортранс» из 6,7 тыс. линейных автобусов, около 10% — старше 10 лет, это 600–670 единиц. При организации городских линейных пассажирских перевозок возраст не говорит о качестве автобусов: все исправны, проходят технический контроль перед выходом на линию. Вместе с тем мы постоянно обновляем парк подвижного состава. До конца года мы планируем получить около 500 новых автобусов. Это позволит нам заменить устаревшие автобусы.
«Известия»: А какова ситуация в регионах?
Наталья Агре, заместитель председателя общественного совета Минтранса РФ: Ситуация крайне тяжелая, автобусный парк очень старый. Но не всегда возраст автобуса — ключевой фактор, большое внимание должно уделяться именно техническому осмотру и ремонту. И новый автобус можно содержать так, что он будет не соответствовать требованиям.
Автобусы должны быть оборудованы специальными удерживающими устройствами. Это не только ремни, но и специальные сиденья для детей дошкольного возраста. Проблема в том, что требование есть, но производители будут выпускать такие автобусы только через два года.
«Известия»: Получается, в большинстве автобусов нельзя перевозить детей ростом до 120 см?
Наталья Агре: Да. На это жалуются министерства образования в регионах. Это серьезная претензия, потому что мы еще больше подталкиваем родителей к отказу от групповых перевозок в пользу перевозки самостоятельной.
«Известия»: К чему готовиться организаторам лагерей и родителям эти летом? Будут ли сложности, связанные с перевозками?
Елена Сутормина, член Общественной палаты РФ: Автобусов не хватает, перевозчики поднимают цены.
Станислав Измайлов: Проблема одна: ограниченное количество автобусов. У нас их немного. С учетом запланированных на летний период мероприятий общероссийского и общегородского масштаба будем вынуждены ограничивать выполнение заявок.
«Известия»: Родители должны быть готовы к тому, что, например, в подмосковный лагерь им придется отвезти ребенка самим? И надо ли в этой ситуации руководителям лагерей заранее заказывать транспорт?
Станислав Измайлов: Пока свободные транспортные средства есть. Но дело в том, что для нас приоритетно выполнение постановления правительства Москвы об организации перевозок детей во время летних школьных каникул. Участие Мосгортранса регламентировано соответствующим городским постановлением. В прошлом году оно вышло 26 мая. В этом году по состоянию на апрель проект постановления проходил согласование. Мы максимально будем оттягивать срок приема заявок, пока не получим постановление, чтобы понимать, какое именно задание для нас запланировал город.
«Известия»: То есть, те, кто хочет сейчас заказать автобус, этого сделать не могут, потому что пока нет постановления?
Станислав Измайлов: Конечно. И мы можем оказаться в непростой ситуации, когда примем заявки на определенные даты, а потом, получив распределительный городской документ, будем вынуждены отказывать. Чтобы обеспечивать то, что запланировал город.
Елена Сутормина: Мой прогноз таков: некоторым родителям придется самим везти детей в лагеря. При этом не у всех есть возможность, машины. Но есть и другой вариант — я думаю, сроки введения ограничений для старых автобусов могут опять перенести.
Поездка без опасности
«Известия»: Как скажется ужесточение правил перевозки детей на количестве ДТП? И снижается ли число жертв аварий среди детей?
Наталья Агре: За десятилетие наезды на детей-пешеходов сократились на 50%. Образовательная работа с детьми дает результаты: детей-пешеходов меньше сбивают, количество ДТП, когда детей сбивают по их вине, значительно меньше. А вот структура ДТП с детьми-пассажирами другая: за 10 лет сокращение только на 10%. Среди погибших всё большую и большую долю занимают дети-пассажиры. Нужно очень серьезно подойти к групповым перевозкам. Отмечу, что в школьных автобусах за 2017 год не погиб ни один ребенок. За 4 месяца 2018 года погибли 85 детей-пассажиров и опять ни одного случая со школьным автобусом. Введенные требования приносят плоды.
Елена Сутормина: По данным МВД, доля ДТП при осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами относительно общего количества ДТП с автобусами в 2017 году — 0,35%.
«Известия»: Как в регионах обеспечивают безопасность групповых детских перевозок?
Наталья Агре: В регионах разные экономические ситуации. Состоятельные и не очень регионы часто находят свои решения. По заявке, если едет не меньше трех автобусов, их сопровождает автомобиль Госавтоинспекции. Но есть регионы, где руководители ГИБДД принимают решение сопровождать каждый автобус.
Последние два года велась серьезная информационная работа, в первую очередь с Министерством образования и Госавтоинспецией, направленная на организацию перевозок. Мы составили пошаговое руководство. Часть регионов выделили транспортные компании, на которые стали опираться. Например, в регионе провели переговоры с транспортной компанией, она закупила автобусы, и всем школам рекомендовано заказывать перевозки только там. Компания поставила тахографы, подготовила и переподготовила водителей, организовала медосмотры. Для тех, кто ничего не делает, эти процедуры кажутся очень сложными. Тема безопасности детей находится под контролем президента, практически во всех регионах ей уделяют внимание, находят собственные пути для выполнения этих требований. Здесь главное — желание.
«Известия»: В каких регионах ситуация с перевозкой детей наиболее благополучная, а в каких есть проблемы?
Елена Сутормина: Лучше всего в Москве и Санкт-Петербурге. Тут и средства другие. Сейчас хороший автобус стоит 20–30 млн рублей, окупаемость — 10 лет и более. Рынок наводнили автобусы китайского производства.
У экспертов сразу возник вопрос, почему нельзя пользоваться автобусами старше 10 лет? Если это был качественный автобус, который регулярно обслуживают и проверяют.
Состоялся координационный совет по развитию туризма, который возглавляла Ольга Голодец. Там она беседовала с замминистра транспорта. Вот ситуация: закупаются автобусы, и производитель в паспорте пишет, что срок службы транспортного средства 28 лет. Как с ними быть, если через 10 лет их нельзя использовать?
В итоге многие регионы отказываются от групповых перевозок детей. Потому что вывезти школьников на ту же экскурсию очень сложно. К нам поступает много обращений на эту тему.
«Известия»: Насколько в регионах снизилось количество экскурсий?
Елена Сутормина: По данным Общественной палаты, на 50%, а в некоторых регионах — еще больше, потому что там пошли по пути запретов.
Вот пример: из подмосковного города автобус уехал в Санкт-Петербург и там сломался. По существующим требованиям невозможно обратиться к транспортной компании в Санкт-Петербурге, не разработаны положения и нормы Минтрансом. Поэтому необходимо ждать, чтобы приехал автобус из города отправления.
Чтобы решить проблему детских перевозок, нужна, на наш взгляд, большая федеральная программа. Потому что автопарк во многих регионах очень старый.
«Известия»: На железной дороге будут какие-то изменения в перевозке детей?
Петр Иванов, генеральный директор ФПК: Мы рассматриваем возможность внедрения услуги сопровождения ребенка проводником.
«Известия»: То есть, ребенка можно будет отправить одного, без взрослых?
Петр Иванов: Да, мы сейчас прорабатываем нормативную базу по проведению пилотного проекта на направлении Москва–Санкт-Петербург — там минимальное количество остановок в пути следования.
«Известия»: Вы успеете к лету?
Петр Иванов: Пока не могу сказать. Мы не хотели бы торопиться в этом вопросе, потому что, беря ответственность за ребенка, хочется подойти к этому предельно внимательно. У авиакомпаний давно есть такая услуга. Но особенность авиации в том, что ребенок находится в общем пространстве и не может выйти с момента отправления до прибытия. В поезде ситуация несколько иная, поэтому нужно более внимательно разработать регламенты и правила, более тщательно отобрать проводников, которые будут этим заниматься. Но могу уже точно сказать, что пилотным маршрутом будет Москва–Петербург. Такая услуга уже предоставляется в «Сапсане».
«Известия»: Но даже на маршруте Москва–Петербург есть остановки. Приставленный к ребенку проводник не будет выходить из купе?
Петр Иванов: Именно эти вопросы мы должны решить. Но запирать детей точно не планируем.
Пропускная неспособность
«Известия»: Трудности этим летом возникнут только с автобусными перевозками? На железной дороге таких проблем нет?
Петр Иванов: У всех перевозчиков примерно одинаковые проблемы в летний период, поэтому могу присоединиться к Станиславу Владимировичу с рекомендацией организаторам и родителям планировать поездки заранее. Чем раньше они подадут заявку, тем больше шансов.
«Известия»: Министерство образования заранее предоставляет ФПК информацию о количестве детей, которых надо перевезти в летний период?
Петр Иванов: При организации детских перевозок мы взаимодействуем с организаторами поездок на местах. Они подают заявки в железнодорожные агентства, которые расположены в наших филиалах. Мы стараемся удовлетворять их независимо от срока поступления, но чем раньше заявка поступает, тем больше времени у нас остается для планирования.
«Известия»: Сколько детей вы перевезли прошлым летом?
Петр Иванов: Порядка 500 тыс. с мая по сентябрь. В этом году цифры на уровне прошлого года. А по решению гендиректора РЖД мы предоставляем скидку в 50% детям от 10 до 17 лет.
В 2017 году 27 специальных составов были выделены под организованные детские группы. В этом году мы выделили 29 таких составов и рассчитываем, что они в полном объеме удовлетворят потребность в перевозках.
Места под организованные детские группы мы резервируем не только в специальных составах, но и в обычных регулярных поездах. В этом году планируем перевезти около 480 тыс. пассажиров организованных детских групп.
«Известия»: Скидка только для организованных групп детей или и для тех, кто едет с родителями?
Петр Иванов: Для всех детей, которые едут в плацкарте. На купе мы скидку предоставляем с 25 мая по 1 июня и с 25 августа по 1 сентября. Пять дней до начала летнего сезона и пять дней в конце. На плацкарт скидка действует всё лето и для организованных детских групп, и для обычных пассажиров.
«Известия»: Могут ли организаторы поездок столкнуться с тем, что на самые «горячие» южные направления просто не будет билетов?
Петр Иванов: Могут. Технологически пропускная способность железной дороги ограничена производственными возможностями. Такое бывало и в прошлом году. В пик сезона спрос превышает предложение: и самолетов, и поездов не хватает на это время. Ни одна транспортная компания не будет покупать подвижной состав, который перевозит пассажиров только две недели в году, а остальное время простаивает. Естественно, существует определенный дефицит на пиковые даты.
«Известия»: Чем отличаются составы, которые перевозят детей?
Петр Иванов: Детей перевозят только в вагонах, оборудованных кондиционерами и биотуалетами. Это обязательное требование. Поезда составлены только из вагонов соответствующих классов. Дети едут только в плацкарте. Если мест в плацкартных вагонах уже не хватает, а заявки еще есть, бывали случаи, когда предоставляли купейные. Просто блокировали двери, потому что дети должны находится в одном пространстве со старшим группы и сопровождающими. В плацкартном вагоне легче контролировать большие группы детей.
Особые требования
«Известия»: Есть особые дополнительные требования к подготовке водителей и проводников на железной дороге при перевозке детей?
Станислав Измайлов: Постановлением № 1177 установлены требования к допуску водителей при организованной перевозке групп детей: отсутствие административных нарушений у водителя и непрерывный стаж работы на предприятии более года. На предприятии «Мосгортранс» более 16 тыс. водителей. Мы устанавливаем даже более жесткие требования к отбору водителей, потому что понимаем, как это важно. Наши внутренние требования: стаж работы более трех лет, отсутствие нарушений должностной инструкции, ПДД, аварий. Допускаются водители, прошедшие курсы по соответствующим направлениям в нашем филиале «Учебно-курсовой комбинат». С конца 2017 года мы запустили программу по контраварийному вождению. Другими словами, к перевозке детей допускаются лучшие из лучших водителей, имеющие самый высокий класс, разряд и опыт работы.
Петр Иванов: Подбираются наиболее квалифицированные проводники, но у нас нет требований к стажу работы именно в ФПК. Проводники, которые занимаются обслуживанием детей, проходят специальную подготовку, мы их тестируем. То же самое касается первой доврачебной помощи, но если едет организованная группа детей, их обязательно сопровождает медработник. Если есть профессиональный медработник, родителям будет спокойнее. Также есть сопровождающий и старший группы или несколько сопровождающих. Контроль за детьми осуществляется в полной мере.
Но у меня убедительная просьба к родителям — не давайте детям скоропортящиеся продукты. Во всех поездах, которые перевозят организованные детские группы, есть вагон-ресторан. Абсолютное большинство организаторов заранее заботятся о том, чтобы у детей было горячее питание в вагоне-ресторане, и закладывают его в стоимость путевки. Но каждый год находится кто-то, кто дает детям с собой курочку, яичко, или те, кто выбегает на промежуточных остановках, чтобы купить что-то с рук.
Наталья Агре: Водителей, которые работают на детских перевозках, в регионах очень часто хорошо знают, особенно тех, кто водит школьные автобусы. Это любимые детьми люди. Они их встречают, провожают, знают.
Дорогая дорога
«Известия»: В этом году многие транспортные компании значительно повысили цены на время чемпионата мира. Раньше час стоил в среднем 1,2 тыс. рублей, теперь 5 тыс., минимальное время перевозки увеличили до 20 часов. Получается, что один трансфер в подмосковный лагерь будет стоить 100 тыс. рублей. «Мосгортранс» может решить эту проблему?
Станислав Измайлов: В «Мосгортрансе» никаких повышений цен из-за предстоящих мероприятий не было. У нас есть ежегодное увеличение, заложена минимальная рентабельность. Стоимость часа зависит от автобуса. Минимальное количество часов в заказе не поменялось: 4 часа поездки плюс 2 часа на подачу к месту и возвращение в парк. 6 часов транспортной работы.
Час работы автобуса ЛиАЗ 5256.13 или 5256.23 стоит 1,7–1,9 тыс. рублей. На новых автобусах 2017 года поставки марки Setra тариф в 1,5 раза выше — в районе 3 тыс. рублей. Но это не заоблачные цены, хитрого плана подзаработать у нас нет. Есть утвержденные на год тарифы в зимний период эксплуатации и в летний период эксплуатации.
Елена Сутормина: Цены повышают частные транспортные компании.
«Известия»: Потому что «Мосгортранс» не может обеспечить все перевозки?
Станислав Измайлов: Да, не можем, потому что они сезонные, единовременные.
«Известия»: Должна ли в эту ситуацию до начала летнего сезона вмешаться ФАС?
Елена Сутормина: Должна. Я обращалась к ним и в правительство по поводу завышенных цен. 100 тыс. за перевозку детей — заоблачная цена. Кроме того, повышение стоимости перевозки приведет к повышению стоимости путевки в лагеря.
«Известия»: В чем главная причина всех проблем детских групповых перевозок?
Наталья Агре: У нас есть информационный диссонанс. С одной стороны, Министерство образования отвечает за то, чтобы дети ездили, повышали культурный уровень, занимались спортом, музыкой, танцами. С другой стороны, есть Госавтоинспекция, которая определяет госполитику и отвечает за безопасность. Минтранс регламентирует организацию перевозки, требования к водителю и транспортным средствам.
Наверное, это основная проблема, потому что организацией групповых перевозок детей уже года три плотно занимаются несколько ведомств — и Минтранс, и Минобрнауки, и Госавтоинспекция. Но когда принимаются определенные решения, они долго и не очень ясно доносятся. Потому что транспортники разговаривают на своем языке, сотрудники Госавтоинспекции — на своем, и у каждого свои документы. А в Минобрнауки все это читают и думают: «Мы лучше никого никуда не повезем, потому что ответственность огромная».