Каннский бенефис российского кино

Отечественные кинематографисты представлены в основных программах и событиях фестиваля
Кирилл Разлогов
Фото: REUTERS/Regis Duvignau

Первые после открытия рабочие дни Каннского кинофестиваля прошли под знаком России. Андрей Звягинцев, как я уже писал, стал членом основного международного жюри, а постановщик «Тесноты» Кантемир Балагов был представлен зрителям как член жюри «Особого взгляда». На открытии этой программы Тьерри Фремо специально подчеркнул, что появление молодого автора из Кабардино-Балкарии символизирует стремление Канн одновременно к омоложению и географическому разнообразию представленных кинематографий.

Для нас важным событием стало открытие Российского павильона в Международной деревне и особенно — приветствие директора кинорынка Жерома Пайара, который всегда был расположен к нашей стране, а ныне в условиях конфронтации стал особо и подчеркнуто доброжелательным.

9 Мая, в День нашей Победы, в Канне были официально показаны две картины, предложившие полярные варианты видения настоящего и будущего России.

Секцию «Особый взгляд» открывал «Донбасс» Сергея Лозницы. Мне, пожалуй, было бы интереснее посмотреть документальную хронику событий на территории, неожиданно ставшей ареной военных действий, в характерной для документальных фильмов режиссера стилистике бесстрастного наблюдения. Здесь же возобладал издевательский гротеск по отношению к представителям всех сторон конфликта и втянутым в него мирным жителям.

Трудно сказать, насколько игровые эпизоды навеяны реальными наблюдениями. Ощущение апокалипсиса, которое режиссер выстраивает как бы независимо от противоборствующих сторон, целиком зависит от игровых эпизодов, расцвеченных самыми разными преувеличениями.

Значительно более цельное и убедительное впечатление оставляет «Лето» Кирилла Серебренникова. Молодые актеры, включая корейца Тео Ю в роли юного Виктора Цоя, музыканта Ромы Зверя и блестящую Ирину Старшенбаум, разыгрывают трогательный любовный треугольник на фоне самоутверждения ленинградского рок-клуба в период грядущих перемен. Изобретательное визуальное решение Владислава Опельянца, комбинация стилизации под хронику и цветных вставок с черно-белым изображением выстраивают необходимую эстетическую дистанцию по отношению к происходящему.

Фильм был принят благожелательно и поклонниками Цоя, и знатоками его творчества, и теми, для кого Виктор — terra incognita. На экране Цой не герой и не звезда, а всего лишь один из персонажей хроники ключевого (я бы сказал, даже осевого), но навсегда ушедшего времени.

В Российском павильоне запланированы представления вошедших в официальные программы короткометражных отечественных картин. В «Канн-классик» включен первый фильм «Войны и мира» в постановке Сергея Бондарчука, в то время как Тимур Бекмамбетов продолжает эксперименты с новыми технологиями и сотовыми телефонами (сериал в формате screen life).

Политический кризис, безусловно, стимулирует творчество, а впереди маячит и наша вторая конкурсная премьера — фильм Сергея Дворцевого «Айка», который будет показан накануне закрытия 18 мая. Не знаю, насколько эта обрамляющая конструкция была задумана организаторами фестиваля, но она, безусловно, вынесла российскую проблематику (и кинематографию) на ключевые позиции программы.