Правительство утвердило список товаров, которые с 2019 года будут маркировать в обязательном порядке. Это позволит снизить долю нелегальной продукции в легкой промышленности, которая оценивается Минпромторгом в 35%. Более того, идентификация продукции создаст дополнительные возможности для отечественного бизнеса, отметили в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова. Эксперты, опрошенные «Известиями», также считают, что система маркировки позволит российским компаниями нарастить собственное производство.
С 2019 года в России стартует обязательная маркировка ряда товаров легкой промышленности. С марта следующего года она появится на табачных изделиях, с июля — на обуви, а с декабря — на духах и туалетной воде, шинах и покрышках, одежде из кожи, а также на блузках из трикотажа, пальто, куртках, плащах и других подобных товарах. Плюс к этому метки появятся на постельном, кухонном белье и фотоаппаратах. Глава правительства Дмитрий Медведев 28 апреля подписал соответствующее распоряжение. Основная цель маркировки — борьба с нелегальным оборотом товаров.
Белый дом также утвердил принципы функционирования системы маркировки. Согласно документам, на каждой единице товара должен появиться код, состоящий из двух частей: шифр для идентификации товара и шифр для его проверки. Последняя часть будет формироваться с использованием криптографических технологий. Отличительный знак для каждой единицы товара нанесут либо на производстве, либо при ввозе продукции в Россию.
Весь массив данных о товарах будет храниться в информационной системе, через которую можно легко проследить движение продукции на каждом этапе. Ее оператором станет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Координировать проект будет Минпромторг, а нормативно-правовую поддержку обеспечит Минфин. Функции контроля за оператором информационной системы закреплены за Минкомсвязи.
Что это даст
Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова подчеркнула, что одна из основных целей введения маркировки — борьба с контрафактом и повышение уровня защищенности граждан от покупки некачественного товара. При этом в секретариате вице-премьера отметили, что снижение потоков нелегального товара создаст дополнительные возможности для отечественного бизнеса на российском рынке.
Например, идентификация меховых изделий подстегнула производителей использовать российские меха для изготовления продукции, рассказывали ранее «Известиям» в «Снежной королеве». В итоге, по их оценкам, доля российских производителей на рынке увеличилась с 2% в 2016 году до 15% в 2018-м.
Глава «Союзлегпрома» Андрей Разбродин согласен, что маркировка товаров будет способствовать увеличению собственного производства в России. Это произойдет за счет того, что с рынка уйдет нелегальная продукция. Эксперт добавил, что контроль за рынком легпрома стоит осуществлять не только с помощью идентификации продукции. Он считает, что вместе с маркировкой товаров следует вести реестр отечественных и иностранных производителей. По его словам, зачастую компании покупают маркировку для российских производителей, но ими не являются. Это позволяет компаниям не платить таможенных пошлин.
Директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев подчеркнул, что маркировка потребительских товаров может создать риск удорожания продукции. Тем не менее, по его словам, в целом рост цен не превысит 10%.
Исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова уверена, что в массовом сегменте продукции (150–400 рублей за 100 мл) повышение цен может произойти в 1,5 раза. Представитель табачных изделий «Филип Моррис Интернэшнл» в России считает, что маркировка не должна привести к существенному росту конечной стоимости продукта.
Впрочем, в Минпромторге уверены, что идентификация продукции вообще не скажется на ценах в магазинах.
— Введение маркировки не отразится на стоимости товаров, — сказал глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, базовым принципом модели функционирования системы является минимизация затрат.
Откуда что берется
Последний экономический кризис в стране способствовал увеличению нелегального оборота товаров. Потребители начали экономить и переориентировались на более дешевые товары. Также покупатели были вынуждены менее требовательно относиться к происхождению и качеству продукции.
Всё это создало благоприятную почву для недобросовестных участников рынка. Об этом сказано в последнем докладе Минпромторга о ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории РФ (июль 2017 года). В документе отмечено, что в России по разным секторам экономики объем нелегального рынка составляет до 30%.
Общий объем незаконного оборота изделий легкой промышленности оценивается примерно в 35% рынка, сказано в документе Минпромторга, это около 1,4 трлн рублей. Структура незаконного оборота выглядит следующим образом: 50–60% составляет «серый» и «черный» импорт из стран дальнего зарубежья, 25–30% ввозится из стран ЕАЭС, и около 15% занимает неучтенное производство.
Что уже маркируют
В России накоплен значительный опыт маркировки потребительских товаров. С 2006 года на алкогольном рынке используется система госконтроля ЕГАИС. Она регистрирует спиртное счетчиками на производстве, а в рознице — с помощью специальных федеральных и акцизных марок. Они наклеены на каждую бутылку алкоголя, кроме пива, его производных, сидра и медовухи. По данным Минфина, внедрение системы контроля способствовало в 2017 году снижению доли нелегальной продукции на рынке с 50–70% до 30%.
С 2016 года действует система прослеживания товаров с помощью маркировки чипами RFID на меховом рынке. По данным ФНС, которые были приведены на заседании Госкомиссии по противодействию нелегальному обороту в конце марта, в 2015 году объем продаж меховых изделий составил 7 млрд рублей. После введения маркировки он вырос до 45 млрд рублей.
С 2017 года начался пилотный проект по идентификации лекарств с помощью цифрового QR-кода плюс RFID-меток, с 2020 года система станет обязательной. С начала 2018 года стартовал аналогичный эксперимент на табачном рынке, где используется цифровой код Data Matrix. В июне будет запущена система идентификация товаров в обувной и ювелирной отраслях.