Китайские сокровища в сердце Москвы

Выставка «Династия Мин: сияние учености» демонстрирует восточные произведения искусства XIV-XVII веков
Зоя Игумнова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Династия Мин: сияние учености». Масштабный проект посвящен одной из самых ярких страниц в наследии Китая — культуре XIV–XVII веков. Увлечение творчеством, изучение философских и исторических трактатов стало в то время настоящей модой. Результат этого — шедевры искусства, дошедшие до наших дней.

Экспозиция разместилась в выставочном зале Успенской звонницы и в Патриаршем дворце. 150 артефактов, прибывших из Шанхайского музея, знакомят посетителей с интеллектуальным миром образованного человека в императорском Китае.

— Эпоха правления династии Мин — своего рода Серебряный век китайской культуры и искусства, — считает генеральный директор Музеев Кремля Елена Гагарина. — Источником вдохновения в то время стали памятники более древних династий, вызывавшие восхищение интеллектуалов, которые стремились приблизиться к высоким образцам прошлого.

Здесь можно увидеть предметы из нефрита и бронзы, сервировочную утварь и шкатулки, покрытые красным лаком, ювелирные украшения, картины и мебель. В центре внимания — комплект погребальных статуэток почетного эскорта. 66 керамических глазурованных фигур ученых, военных, музыкантов — конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению. Они были найдены в гробнице представителей императорской фамилии. Помещение этих предметов в захоронение означало, что и в ином мире усопшие будут иметь такой же статус и пользоваться теми же благами, как и при жизни.

Как считает вице-директор Управляющего комитета Шанхайского музея Чжу Чэн, экспонаты прекрасно вписались в пространство Музеев Кремля. Стены выставочных залов окрашены в коричневато-красный цвет, а красный в Китае — цвет власти и красоты. Ореховый же оттенок придает торжественность и статус.

Выставка и действительно статусная, особенно если учесть принадлежность этих экспонатов к императорской семье.

— Часть артефактов сделана интеллектуалами из династии Мин. Для нас это прекрасный образец того, до какого уровня дошло искусство в тот период, — рассказал «Известиям» Чжу Чэн. — Вторая категория экспонатов — предметы обихода образованных людей, представителей богатейших семей. Благодаря им мы можем узнать о повседневной жизни этих людей, об их хобби и творчестве.

В этом плане показательна обстановка кабинета китайского ученого. Мебель из редких пород дерева внешне напоминает образцы столярного мастерства ар-нуво. Возможно, что это сходство неслучайно. По словам господина Чжу Чэн, китайские мастера бывали в Европе, и искусство династии Мин оказало влияние на другие культуры. Эту же версию подтвердила и глава Музеев Кремля.

— В эпоху Мин Китай начал открываться для остального мира, именно тогда европейцы получили первые представления о далекой стране с необычными традициями и утонченной культурой, — полагает Елена Гагарина. — Изысканные формы мебели эпохи Мин стали источником вдохновения для мастеров начала XX столетия, а китайской фарфор породил в Европе настоящую манию, продолжавшуюся почти полтысячелетия.

«Династия Мин: сияние учености» — третий проект, созданный Музеями Кремля в сотрудничестве с Шанхайским музеем. В 2012 году китайские зрители увидели «Мир Фаберже», а в 2015-м в КНР была представлена экспозиция «Оружейная сокровищница русских самодержцев». Сокровища из Шанхая прибыли в Москву в качестве ответного жеста. Полюбоваться на них зрители смогут до 25 июля.