Целебное искусство

Третьяковская галерея запустила комплексную программу для детей с ограниченными возможностями
Зоя Игумнова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Третьяковская галерея представила инклюзивный проект «Суть вещей». Он позволяет вовлекать старшеклассников с ментальными нарушениями в процесс знакомства с искусством.

Глобальная задача музея — предоставить особым посетителям максимально возможный доступ к музейным коллекциям, создать комфортную среду для всех. Но кроме безбарьерного физического доступа сотрудники Третьяковской галереи стремятся позаботиться о помощи иного рода: арт-терапевты, педагоги и психологи помогут людям с ограниченными возможностями вынести из визита в музей максимум пользы.

Тема первого года программы — натюрморт. Дети с ментальными нарушениями будут приезжать в музей дважды в месяц. Им предстоит работа в экспозиции с педагогами-искусствоведами, пластические тренинги со специалистом-психологом, а затем — собственная художественная практика в мастерской.

На первых порах занятия будут проводиться по понедельникам, когда музей закрыт для обычных посетителей.

— Это очень деликатная работа, а большое количество посетителей может напугать детей, — пояснила генеральный директор галереи Зельфира Трегулова. — И, если честно, многие люди не привыкли находиться в одном пространстве с особыми посетителями. Мне кажется, гораздо более правильно, если мы хотим применять сложные, тонкие методики, если мы хотим сами учиться в процессе создания таких методик, делать это все-таки в тот день, когда в музее тихо и спокойно, чтобы работа шла максимально эффективно и качественно. Но мы не исключаем, что в дальнейшем подобные занятия по отработанной методике будут проходить в обычном режиме.

Посещая музейные занятия, дети социализируются. Как рассказывают педагоги, юные любители искусства учатся показывать билет на контроле, узнают, как вести себя на экскурсии. Музейные смотрители, сотрудники службы безопасности тоже становятся внимательнее и терпеливее.

— Третьяковская галерея — пионер в отечественной музейной практике по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. И на примере наших программ мы замечаем, как меняется атмосфера в музее. Более того, в обществе в целом повышается внимание к особым людям, — рассказала «Известиям» заместитель гендиректора музея по просветительской и издательской деятельности Марина Эльзессер. — Работа с детьми с ограниченными возможностями не может быть односторонней, она подразумевает обратную связь. Нам такие ребята нужны точно так же, как и мы им. Не только мы знакомим их с миром искусства, они тоже помогают нам делать открытия в профессии.

Для Третьяковской галереи важно не только вовлечение особых детей в жизнь музея, но и исследование, разработка новых методик, которые затем могли бы оказаться полезными для других российских музейных институций.

— Нам в работе помогает Центр лечебной педагогики, который давно занимается проблемами особых детей, — пояснила «Известиям» заведующая отделом музейных программ Софья Петрикова-Агафонова. — Специалисты говорят нам о потрясающих успехах детей. В музее происходит раскрытие внутреннего мира ребенка. Они начинают сами рисовать, тянутся к творчеству. Перестают бояться людей, ведь есть очень сложные дети, которым трудно открыться и выйти за рамки привычного домашнего окружения.

«Суть вещей» объединяет визуальное, тактильное, пластическое и слуховое восприятие искусства в единый комплекс. А в то, что искусство обладает целительной силой, верят не только сотрудники музея, но и родители, наблюдающие прогресс у детей. Поэтому в дальнейших планах Третьяковской галереи — развитие и расширение программы.