На сочинском курорте «Роза Хутор» прошел международный конкурс мастеров горных лыж и сноуборда Red Bull Roll the Dice. Накануне турнира в охваченный сноубордической лихорадкой Сочи приехал корреспондент iz.ru и выяснил, почему катание на доске по снегу в России становится национальным спортом.
Город пестрых комбинезонов
Люди словно в скафандрах: девушки и парни, дети и пенсионеры — все в безразмерных робах, комбинезонах, ноги — в чудовищного размера пластиковых чунях. Цвета исключительно яркие — режущие глаз оранжевый, сиреневый, салатовый. А кто-то еще и в крапинку. На головах широченные очки с золотистым покрытием — уж не для выхода ли в космос? Нет. Весь этот китч — не просто дань моде, а требования безопасности сноубордиста. Очки, как маска у сварщика, чтобы не ослепнуть от яркой белизны снега и не потерять ориентацию в пространстве на спуске. А кричащие расцветки бросаются в глаза на белом фоне, так что в случае схода лавины спасателям проще обнаружить бедолагу, попавшего в опасность.
Люди сметают в специализированных магазинах тюбики с солнцезащитным кремом — это вещь жизненно необходимая в горах. Обгореть можно в буквальном смысле слова до мяса.
В городке только и разговоров, что о предстоящем спортивном событии. Девушки выбирают шарфы и... купальники. Да, в горах при ясном небе барышни могут позволить себе удовольствие позагорать, а заодно и воодушевить окружающих.
Но в планы отдыхающих и райдеров вмешалась небесная канцелярия.
— Ну что, сегодня в 13:00? — спрашивает у человека в шлеме какой-то любитель зимнего спорта во время подъема на фуникулере к отметке 1600 м.
— Друзья звонили, говорят, погода нелетная. Контест могут перенести на завтра, — отвечает попутчик.
Контест — так на английский манер поклонники сноуборда называют состязания сноубордистов и горнолыжников. Но в запланированный для соревнования день видимость от силы 30 м из-за снегопада. При таких условиях возникает дополнительная опасность для спортсменов, а зрители попросту не увидят долгожданных финтов и грэбов.
В кабине подъемника в такую пору чувствуешь себя как в стеклянной подлодке. Под тобой проплывают кораллы — это заснеженные ветви деревьев, а вокруг всё мутно-мутно и линии горизонта не видать.
С горшка на лыжи
«Мужчина! Да! Вы, вы! Спустите детей, пожалуйста. Внизу их встретят, не беспокойтесь!» — окрикивает меня на пересадке незнакомка. Едва угадав робкое согласие на моей физиономии, она заталкивает детвору в капсулу и отправляется к своей веселой компании кататься дальше. Только в кабине я понимаю, что стал временной нянькой для двух девчонок четырех лет и двух пацанов-пятилеток. Старшего зовут Эмиль.
«Я здесь уже второй год подряд. Почти не падаю, когда катаюсь. А ты почему без лыж, почему в кедах», — говорит Эмиль, разодетый по последнему слову спортивной моды, заставляя меня стыдливо поджать обутые в кроссовки ноги под лавку. Его сопливые спутники тоже — все в брендах. Зато выяснилось, что детвора еще не читает, а на велике и коньках кататься умеют не все. В общем, мне было чем крыть. На спуске благополучно передал детсадовскую группу другой незнакомой женщине постарше первой — наверное, чьей-то бабушке.
Как кости лягут
В день соревнований зрителям стоило заранее позаботиться о своем трансфере на высоту 1600 м над уровнем моря — фуникулеры работали на износ. Дело в том, что выступление проходило в рамках спортивно-музыкального фестиваля Quiksilver New Star Camp.
Через сито квалификации из 57 заявленных сноубордистов прошли 16 сильнейших.
Несколько слов о правилах контеста: турнирная таблица как в хоккее — 1/8 финала, 1/4, полуфинал и финал, где встречаются два лучших участника.
Азарта состязанию придает фишка с костями. Перед каждым этапом с верхотуры сбрасывают два гигантских кубика — на гранях одного из них названия трюков и грэбов (захват лыжи или сноуборда рукой), на другом — градусы оборотов от 180 до 720. Причем судьями засчитываются как обороты вокруг своей оси, так и сальто.
Непредсказуемость в какой-то мере уравнивала шансы любителей и профессионалов — к прыжку заранее не подготовишься, может выпасть как легкий финт, так и сложнейший элемент. Одним словом импровизация.
Впрочем, аксиому о том, что постоянство — главный признак мастерства, подтвердил молодой, но уже известный в России и за границей спортсмен Влад Хадарин. Его конкурент Юрий Чемодуров блестяще шел к финалу, виртуозно исполняя сложнейшие акробатические элементы на большой высоте. Но споткнулся на элементах для новичка — коварные кости показали полоборота с простейшим хватом за доску, и Юрий... перекрутил. А молодой виртуоз доски Хадарин всё сделал четко.
В горных лыжах первенствовал Григорий Фузеев. Честь спортсмену делает то обстоятельство, что за два дня до финала он получил травму головы на тренировке. День отлежался и вышел на трамплин, чтобы победить.
«Наконец-то, наконец-то сделали для лыжников!» — рассказал после выступления журналистам Фузеев. Радость спортсмена связана с тем, что впервые в Red Bull Roll the Dice была предусмотрена отдельная дисциплина для летающих лыжников.
Наш вклад
Подвал, где мастер по ремонту спорт-инвентаря для катания Павел Салосин — настоящая Мекка для спортсменов-любителей, поселившихся на «Роза Хуторе». Сотни пар, «доски», палки, раскуроченные крепления. Всё это добро будет исправно катать своих хозяев после того, как над ним поколдует Паша и его приятель.
«Эта стелька не пойдет — слишком тоненькая. Деньги зря потратишь. Можно свою сделать — из плотного материала вырезать аккуратно», — втолковывает Павел пареньку в комбинезоне, у которого возникли проблемы с ботинком.
Но корреспондента iz.ru сюда привело не желание затянуть колодку на борде, а навигатор, указавший, что здесь расположился Музей горных лыж «Кант».
«Ах, вы в музей? 10 минут — и я всё покажу», — рассказывает мастер. Оказывается, Павел по совместительству не только хранитель редких лыжных пар, но и собиратель.
На стене в мастерской, на лестнице, ведущей к ней, в магазинчике по-соседству красуются древние лыжные пары с чудными креплениями — это прадедушки современных средств скольжения. Причем речь и о сноубордах тоже.
Вот видавшие виды лыжи «Аттенхофер», случайно попавшие в Советский Союз где-то в 1960-х годах и переходившие из рук в руки. Владельцы заездили их буквально до дыр. Ломаные носки укреплялись кустарно изготовленными алюминиевыми пластинами.
«А название этих лыж, которые производили во Львове, стало нарицательным. Так и говорят — ходить на бескидах», — рассказывает Паша о другом экспонате.
Оказывается, в СССР решение о производстве качественных горных лыж было принято только в конце 1960-х. Но, в каком-то смысле, наши ученые перевернули представление об изготовлении лыж для спуска и косвенно приложили руку к появлению сноуборда. Разрабатывать родной бренд было поручено Всесоюзному институту легких сплавов — отсюда и название лыж — ВИЛС. Сделали на совесть — из современных материалов, даже запатентовали изобретение особой технологии диагональной намотки ткани вместо стеклопластиковых пластин. Это инженерное решение существенно препятствовало поперечной деформации лыжи.
«Это был вызов европейской горнолыжной моде. До этого брали синтетическую ткань, у которой волокна в одном направлении, пропитывали ее эпоксидкой (эпоксидная смола, органический клей. — iz.ru) и обматывали деревянный сердечник. В Союзе придумали наносить ткань в несколько слоев, при этом вплетая волокна сеткой. Сегодня по схожей технологии изготавливаются не только все современные лыжи, но и сноуборды», — рассказывает Павел.
У них полиэтиленовый скользяк и деревянный сердечник. Самое главное отличие этих лыж от современных — они практически прямые. У современной лыжи, да и у сноуборда есть талия в середине.
Сноуборд в современном его виде появился как альтернатива горным лыжам в 1980-х годах. Всё дело в том, что лыжи в то время были довольно сложным видом спорта — чтобы приемлемо и безопасно кататься, нужны были несколько сезонов тренировок наката, отличная физическая подготовка и занятия непременно с инструктором или в секции. Вот и возник сноуборд как альтернатива — его новичок освоит за сезон.
А предшественник сноуборда — снёрф. Его придумал обычный американец для своей дочурки еще в середине 1960-х. От нынешних доску отличало отсутствие креплений для ног и наличие бельевой веревки на носу. Со временем снаряд прижился в народе, модернизировался и распространился на другие континенты. Не прошло и 50 лет, как к сноуборду появился интерес и в России.
На гребне сугроба
Проводник корреспондента iz.ru в мир горнолыжников сам себя относит к одержимым этим увлечением. Лыжи и сноуборд давно из хобби переросло в образ жизни. Увлекся этим делом он еще в раннем возрасте.
«У меня «плохая» наследственность — мама и папа альпинисты», — объясняет Салосин. Впервые спустился с горки на лыжах еще в 1980-х в Свердловской области. Потом были разные страны и континенты. Но самый свой безумный и главный спуск он помнит до мелочей.
«Это было в горах Киргизии. Четыре дня поднимались вверх со снаряжением — по 30 кг в рюкзаках на брата. А потом спустились за... 23 минуты. Ну разве не безумцы», — иронизирует Павел.
Он много работает — чинит инвентарь, продает сопутствующие товары, учит кататься новичков... А что делать — удовольствие стоит денег. Например, годовой единый на фуникулеры — ски-пасс — обойдется со скидкой почти в 30 тыс. рублей. Плюс инвентарь. Да и жизнь в пригороде Сочи дешевой не назовешь.
Хотя с этим утверждением поспорят иностранные райдеры. Гостей из Европы здесь пруд пруди — их как раз прельщает низкая цена и качество олимпийского уровня.
Но есть и другая категория горнолыжников — из числа обеспеченных россиян. В некоторых случаях бросается в глаза контраст суперсовременных и дорогих спортивных вещей на человеке с его умением кататься на доске. Веселые компании этих «спортсменов» часто кучкуются у ограды в клубах сигаретного дыма. Еще их выдают кабинки подъемников с запотевшими от перегара окнами. Впрочем, таких меньшинство.