Обслуживанием и диагностикой сварных соединений ядерных реакторов (ЯР) на строящихся сейчас АЭС займется специально созданный робот. Он способен действовать в зоне высокой радиации и выявлять все отклонения в швах. Для этого требуется высокая точность измерений и строгое следование по сложной траектории.
В Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) создали робототехническую систему для обслуживания и диагностики сварных соединений ядерных реакторов ВВЭР-1200. Подобные энергоблоки используются на строящихся в настоящее время атомных станциях. Об этом «Известиям» рассказали в ЦНИИ РТК.
— Разработанная сканирующая система предназначена для контроля сварных угловых и кольцевых цилиндрических соединений, — отметил представитель института. — Она является быстросъемной и обеспечивает скорость перемещения до 2 м в минуту. Благодаря изменяемой конфигурации комплекс может быть использован для контроля сварных швов различного диаметра.
У робота достаточно простой и надежный принцип работы. На сварной шов, который требуется проверить, устанавливается специальное трековое устройство, на которое крепится сканер. Двигаясь вдоль контролируемой поверхности, система совмещает сканирование с видеоконтролем.
Независимый эксперт Олег Желтоножко назвал создание роботов-диагностов чрезвычайно актуальной задачей для атомной энергетики. Ядерные реакторы — это достаточно сложные системы с сотнями трубопроводов разнообразного назначения и различного уровня безопасности. При этом в любом из них может возникнуть коррозия или проявиться механический износ. В труднодоступном месте или агрессивной среде проверка может стать большой проблемой.
— Участие человека в этих работах может быть затруднено в силу его размеров, а также уязвимости к электромагнитному и радиационному излучениям. Поэтому очень важны габариты нового робота и его приспособленность к определенным условиям работы, которые в атомной электростанции могут быть чрезвычайно разнообразными. Речь может идти о химически агрессивной или радиоактивной среде. Или просто о труднодоступности. Каждая из этих задач требует определенной конфигурации системы.
Дефекты сварных швов и металла — трещины и шлаковые включения, — а также наличие остаточных напряжений снижают безопасность эксплуатации АЭС. Существующие методы диагностики позволяют контролировать технологическое оборудование атомных электростанций, но каждый из этих методов имеет ограниченную область применения.